Год назад, 1 ноября 2013 года, президент РФ Владимир Путин предложил экс-главе Ивановской области Михаилу Меню стать руководителем нового министерства строительства и ЖКХ – наследника существовавших в прошлом Росстроя и Госстроя, и тот не замедлил согласиться. Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить, какими инициативами отличились за прошедшие 12 месяцев главный строитель России и его ведомство.
Программа "Жилье для российской семьи"
Безусловно, главный проект Минстроя в 2014 году – это программа "Жилье для российской семьи", которую предложил реализовать в декабре 2013 года Владимир Путин. Она предполагает, что к 2017 году дополнительно к обычным ежегодным объемам ввода жилья в России появится еще 25 миллионов квадратных метров жилой недвижимости.
Тогда, как отмечал президент, в целом страна сможет преодолеть по сдаче в год отметку в 75 миллионов квадратных метров жилья и даже превзойти рекордный советский показатель 1987 года (72,8 миллиона квадратных метров за год).
Застройщикам, участвующим в программе, власти обещают прежде всего поддержку при строительстве инженерной инфраструктуры из расчета 4 тысячи рублей за квадратный метр. На это требуется не менее 100 миллиардов рублей.
Первоначально предполагалось, что участвовать в "Жилье для российской семьи" смогут проекты площадью не меньше 25 тысяч квадратных метров, однако теперь эта планка может быть сокращена до 10 тысяч "квадратов".
Пока, по словам статс-секретаря - заместителя министра строительства и ЖКХ Александра Плутника, соглашения на участие в программе заключены с 61 субъектом федерации на 18,77 миллиона квадратных метров жилья, то есть программа собрана на 75%.
Генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Александр Семеняка ожидает, что в программе примут участие 400 – 460 тысяч семей, а платежеспособный спрос в рамках "Жилья для российской семьи" составит 750 миллиардов рублей.
Лицензирование в ЖКХ
Практически сразу после своего назначения министром строительства и ЖКХ Мень заговорил о том, что лицензирование управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства эффективнее с точки зрения контроля и избавления рынка от недобросовестных участников.
Подобный законопроект был подготовлен "Единой Россией" в феврале 2014 года, а подписан президентом после принятия Госдумой и утверждения Советом Федерации уже в июле. Осенью этого года в РФ появился и главный жилищный инспектор страны – замминистра строительства Андрей Чибис.
Согласно документу (федеральный закон №255-ФЗ), все компании в РФ, управляющие многоквартирными домами, должны получить лицензию до 1 мая 2015 года. Перед выдачей лицензии компании подвергнутся обязательной проверке на предмет соответствия ряду требований. В частности, управляющая компания в ЖКХ должна быть зарегистрирована на территории РФ и соблюдать требования к раскрытию информации.
Кроме того, должностное лицо такой компании должно иметь квалификационный аттестат и при этом не иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
Принимать решение о выдаче лицензии будут специальные лицензионные комиссии, а непосредственно выдавать лицензию – региональные органы жилищного надзора.
Деятельность УК будет контролироваться и после выдачи лицензии. Компания, которой суд за год дважды назначил административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом госжилнадзора, может потерять право на управление домом. Если же управляющая компания потеряла право управлять более чем 15% домов от всего объема площади многоквартирных домов, находящихся в управлении, лицензионная комиссия субъекта РФ обязана рассмотреть вопрос о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии. Тогда УК на три года лишается права заниматься деятельностью по управлению многоквартирными домами, а сведения о ее руководителе вносятся в федеральный реестр. Он также лишается права заниматься этим видом деятельности в ближайшие три года.
На сегодняшний день, по данным Минстроя, две трети субъектов РФ уже усилили кадровый состав органов госжилнадзора перед проведением в ноябре всероссийского квалификационного экзамена. Ведомство утверждает, что большинство управляющих компаний уже сейчас – в ожидании грядущего лицензирования – стараются работать качественнее и ответственнее.
Наведение порядка в ритуальной сфере
Весьма неожиданно в ведении Минстроя и, следовательно, Меня оказалась сфера ритуальных услуг в России. При этом первой проблемой, с которой столкнулось министерство, стало отсутствие в похоронном бизнесе современной нормативной базы: рынок регулировался законом от 1996 года, а принятие нового основного документа о похоронном деле застопорилось.
Как и в случае с ЖКХ, Минстрой оказался на стороне лицензирования, а не саморегулирования рынка.
Согласно законопроекту, опубликованному на сайте ведомства, все компании, осуществляющие деятельность в сфере ритуальных услуг в РФ, могут обязать получить лицензию до 1 января 2017 года. Кроме того, авторы законопроекта выступают за запрет полиции и врачам раскрывать информацию об умерших посторонним лицам. Наказанием будет административный штраф, размер которого сейчас обсуждается.
При этом управляющие компании для кладбищ предлагается выбирать на конкурсной основе. Предполагается, что оператор, отобранный на торгах, будет отвечать за весь спектр предоставляемых услуг и безопасность. Кстати, сколько кладбищ расположено на территории РФ, в министерстве строительства и ЖКХ пока точно не знают – до сих пор в России не существует единого реестра захоронений. По словам замминистра Чибиса, даются различные оценки – от 35 до 70 тысяч.
Сокращение административных барьеров
В течение всего года своей работы на посту министра Мень последовательно выступал за сокращение числа административных барьеров в строительстве.
Еще в мае 2014 года правительство РФ приняло постановление, сокращающее почти в два раза количество административных процедур в области жилищного строительства. Всего в нем содержалось 134 пункта (для сравнения – 220 ранее) с учетом согласований, необходимых только в Москве.
Список, который полностью должен вступить в силу через 6 месяцев после своего утверждения – 7 ноября 2014 года, включил в себя процедуры, связанные с получением прав на земельный участок, подключением к сетям инженерно-технического обеспечения, архитектурно-строительным проектированием, строительством и реконструкцией объектов, вводом их в эксплуатацию и регистрацией прав на построенный объект.
В результате уже к концу октября министерство строительства смогло отчитаться о том, что в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2015 по категории "Получение разрешение на строительство" Россия поднялась с 178-го на 156-е место. Сейчас, чтобы получить разрешение на строительство в РФ, требуется преодолеть всего 21 административный барьер (36 годом ранее), на что нужно 240 дней (297 годом ранее).
Однако на этом ведомство останавливаться не собирается: в августе Минстрой анонсировал возможность снижения числа административных процедур в жилищном строительстве до 85. Министерство хочет полностью отменить 24 процедуры, а 39 преобразовать, превратив их в 14.
В качестве причин, пока не позволяющих России рассчитывать на более высокие позиции в рейтинге Всемирного банка, Минстрой называет сложность подключения к сетям ресурсоснабжающих организаций, излишнее число процедур, устанавливаемых местными и региональными властями, и недостаточный уровень внедрения электронных услуг.
Консолидация подведомственных структур
Наконец, в первый год своей работы Минстрой во главе с Менем занимался анализом эффективности работы в подведомственных структурах. Первые изменения произошли во флагманском учреждении отечественной строительной науки – НИЦ "Строительство".
Научно-исследовательский центр, объединяющий ЦНИИСК имени Кучеренко, НИИЖБ имени Гвоздева и НИИОСП имени Герсеванова, возглавил бывший главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. После этого НИЦ было решено придать статус государственного научного центра (позволяет рассчитывать на государственное финансирование и преференции в тендерах). Одновременно глава Минстроя высказался категорически против приватизации институтов, работающих в строительной отрасли РФ, и поручил сделать все, чтобы НИЦ "Строительство" был исключен из списков организаций на продажу.
Весной был изменен устав Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), в результате чего она была переподчинена министерству строительства. В уставе была обозначена нацеленность академии на практический результат.
Но самые главные инициативы в отношении своих подведомственных структур Минстрой еще должен реализовать в будущем. Буквально в октябре замминистра Плутник заявил, что ведомство прорабатывает вопрос создания единого оператора, который сможет привлекать средства с рынка в строительство инфраструктуры для жилья. Подобный оператор, с точки зрения министерства, может быть создан на основе двух институтов развития в сфере жилищной политики – АИЖК (отвечает за ипотеку) и Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС, занимается вовлечением в строительство неиспользуемых государственных земель).
Сами институты развития, впрочем, большого восторга от открывающихся перспектив не испытывают и надеются, что идея погибнет на этапе дискуссии.
Дальнейшие вызовы
Будущее министерства строительства и ЖКХ, которому удалось преодолеть первый год жизни, не растеряв поддержки в отрасли, безоблачным вряд ли можно назвать.
В первую очередь ведомству предстоит следить за реализацией "дорожных карт" в области реформирования ЖКХ в регионах и бороться с аварийных жильем. При этом последнего только в период до 2017 года нужно снести больше 11 миллионов квадратных метров, переселив больше 777 тысяч семей.
Еще одна проблема – это угрожающие строительной отрасли экономические проблемы на фоне нестабильной внешнеполитической ситуации. Пока, правда, Минстрой высказал озабоченность лишь замещением импортного оборудования, однако сильного роста ставок по ипотеке или спада иностранных инвестиций в строительство в РФ министерство не ожидает. Не видит оно и необходимости оказывать поддержку отечественным застройщикам, считая, что рынок самостоятельно справится с ситуацией.
А вот два вопроса, судя по заявлениям министра строительства в течение последних 12 месяцев, вызывают в ведомстве явное беспокойство. Речь идет о проблеме долевого строительства и саморегулировании строительных организаций.
По мнению Меня, высказанному еще весной, в перспективе России стоит отказаться от долевого строительства и предложить покупателям жилья более надежный механизм - чтобы они имели дело с банками, гарантирующими сделку, а не с застройщиком.
Но участники рынка жилья, только-только привыкшие к постоянно меняющемуся 214-ФЗ, восприняли эту идею очень неоднозначно. Эксперты предупредили, что в случае отказа от долевого строительства цена квадратного метра может вырасти чуть ли не на 20%. Не заинтересовала схема работы без 214-ФЗ, как признал сам Мень, и банки, так что министерству пришлось отложить в сторону окончательное решение вопроса.
Еще одна не получившая завершения в стенах Минстроя дискуссия касается регулирования всей строительной отрасли. Сейчас оно осуществляется с помощью системы СРО во главе с национальными объединениями (проектировщиков, изыскателей и строителей). При замене лицензирования строительства на саморегулирование в 2000-х многие сторонники данного механизма надеялись на сокращение коррупции. Однако оказалось, что доступ к строительным работам недобросовестным фирмам оформить через СРО ничуть не тяжелее, чем купить лицензию в прошлые годы.
Неудивительно, что министерство строительства, последовательно высказавшееся за лицензирование в ЖКХ и похоронном деле, считает, что контролировать отрасль будет легче с помощью лицензий. Пожалуй, единственная причина, по которой системе СРО в строительстве еще дан шанс, это появление в строительном саморегулировании нового лидера – бывшего руководителя Ростехнадзора Николая Кутьина, возглавившего Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) в апреле 2014 года.
Кутьин пообещал разработать поведенческий кодекс для строительных СРО и создать базу добросовестных компаний. Но времени на качественные преобразования у него не так уж и много – в конце сентября Мень заявил, что Минстрой отводит всего год-полтора на то, чтобы НОСТРОЙ улучшил положение дел, после чего министерство готово снова вернуться к вопросу о лицензировании.