"Сад — это душа дома."
Луис Барраган
Луис Барраган
Собственный сад — нескончаемый источник радости и вдохновения, каждый день, дарящий открытия и удивления. Только в саду, наблюдая за его жизнью, отмечаешь каждый нюанс, каждую новую краску; как меняются год за годом растения, как раскрываются первые, покрытые росой бутоны, превращаясь в цветки, как светятся травы в заходящем солнце…
Роль сада в нашей жизни огромна, поэтому дизайн сада должен быть продуман. В нём растут, получая свой первый эмоциональный опыт, дети. На его фоне проходит жизнь семьи, а нередко и нескольких поколений, и каждый уголок — это важная веха, рождающая воспоминания: «эту сосну сажал ещё мой отец», «ту яблоню мы посадили, когда родился внук», «а здесь любимые мамины пионы»…
Вместе с садом растём и мы, семимильными шагами проходя путь от огородничества к садоводству, от первых плодовых саженцев по забору, первой клумбы перед домом до собственно красивого Сада.
Но красивый сад не вырастает сам по себе, даже если в нём собраны все самые изысканные растения. Если не решать вопросы эстетических отношений между ними, то в лучшем случае сад так и останется лишь собранием отдельных красивых элементов. «Не секрет, что красота сада заключается не столько в обширном наборе растений и даже не в яркости красок, а в продуманности и изяществе решений» (Екатерина Черняева*).
Проблемы садоводческой культуры, безусловно, существуют, что вполне объяснимо: опыт красивого земледелия ещё приходит, не так давно газоны заменили картофельные плантации, а красота сада перестала служить лишь дополнением к его полезности. Со временем мы стали рассматривать сад с позиции красоты, к правилам агротехники добавились знания законов прекрасного. Где здесь противоречие?
Почему не посадить кустарники не в линейку, а группами, чтобы было живописнее и естественнее, как в природе. Насколько гармоничнее за околицей выглядит пейзажная группа, нежели вычурная садовая композиция из всех возможных декоративных крон. А сколько средств можно сэкономить, не тратясь на редкостные и незимующие новинки. Зная, что же ты хочешь, не теряться перед цветочной витриной. Соизмеряя «счастье приобретения» с общей задумкой, не пересаживать многократно.
Многое из того, что красиво, ещё и функционально оправданно. В грамотно сделанном саду комфортно не только коллекциям, но и близким. Разве не заботой о близких, вынужденных в том числе обкашивать множество хаотично разбросанных по газону кустиков, продиктовано соблюдение принципа посадочного места.
Существует мнение, что сегодня лицо русского сада определяет не дизайнерский, а именно массовый любительский сад, со всеми своими радостями, удачами и ошибками. Обсуждая разность подходов профессионального и любительского садоводства, отметим, что цель всё же одна — гармоничный, уютный, красиво и грамотно выполненный сад. И хотя мысль о приоритете «процесса» или «результата» небезосновательна, утверждать, что любительский сад — это всегда только процесс, а желающие получить результат обращаются к профессионалам, было бы неверно. Потому как не все владельцы участков увлечены садоводством и соответственно хотят участвовать в процессе, так и не все любители увлечены коллекционированием. Нацеленность же на результат красивого сада садоводов-любителей, составляющих большинство слушателей всех ландшафтных курсов, очевидна.
Суть вечных противоречий заключена в двух принципах формирования сада: «сад — коллекция» и «сад — композиция». Задачи у них, безусловно, разные. И всё же, насколько взаимоисключающи эти понятия и нужно ли их однозначно противопоставлять. Конечно, далеко не каждый любительский сад — коллекция, да и настоящее, увлечённое, грамотное коллекционирование и собирательство всего, что нравится и хочется, пожалуй, также разные вещи. Но, собирая красивые растения, сложно не задуматься, как их красиво совместить. И грядка точно не единственный «удел» для коллекции. Почему коллекция любимых растений не может представлять гармоничную картину, будучи красиво поданной, в обрамлении грамотно подобранной свиты, выгодно оттеняющей изысканное собрание. Ведь «растения раскрываются именно в продуманном соседстве» (Пит Удольф).
Поэтому полезнее не «создавать комплексы у садовода-любителя», не обладающего диковинами или коллекциями, а, давая знания о законах гармонии, пояснить, как сделать красивый сад из уже имеющихся растений. «А может ли сад быть красивым с минимальным набором неприхотливых растений? Конечно, да и даже скорее он будут хорош, но не из-за редких и дорогих цветов, а благодаря аккуратности и продуманности посадок». (Е. Черняева)
Несколько странно слышать о «монотонности немногочисленного ассортимента» заказных садов в противовес «динамизму и многообразию» самодеятельного сада. Хотя ситуация, пожалуй, увы, обратная, такого разнообразия интересных, в первую очередь древесных, растений массовый сад пока просто не может себе позволить по экономическим соображениям. Те же соображения и объясняют различный подход к ассортименту, с доминированием древесных растений в одном случае и травянистых — в другом. Да, многолетники исторически ведущая тема любительских садов, а какие тонкие, лирические цветочные композиции в них встретишь! А практический опыт, знание ассортимента и новых сортов просто поражает, как и «стремление к познанию» основ компоновки, стиля, цветовых сочетаний.
«Весёлый ситец» наших цветников, впрочем, как и «нежный шёлк» или «роскошный гобелен», также подчинён законам стилистики и гармонии, поэтому и узнаваем. А лиственные и хвойные растения, кстати, определяют не «малоуходность», а сезонные эффекты и структуру сада. Редкий же цветок, как он ни прекрасен, порадует душу, но сада, увы, не сделает.
В противопоставлении профессиональных и любительских садов нет смысла. Вкус, впрочем, как и его отсутствие, тоже может быть присущ обоим. Утверждать же при этом, что один сад бездушен, а другой от сердца, было бы слишком просто и поверхностно (неверно). Результат зависит главным образом не от того, создан ли сад по долгу службы или велению души, а от способностей создателя, его знаний, умения видеть и воплощать.
Лоуренс Джонсон, Бет Шатто, Сандра и Нори Поуп, Джуди Пирс, как и многие другие великие садоводы, создали лишь по одному саду — своему собственному, и их сады до сих пор остаются учебником для профессионалов.
* Екатерина Черняева — ведущий ландшафтный дизайнер, автор книг «Садовые композиции весной, летом, осенью», «Ландшафтные композиции» (совместно с Н.Титовой) и др.
Автор: Белых Людмила