Сделать свой магазин непохожим на другие способен любой предприниматель. Для этого ему необходимы немного терпения и капля фантазии. Остальное сделают профессионалы. Сегодня мы рассказываем вам, что думают специалисты о проектировании павильонов в торговых центрах, а также публикуем их советы.
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
По мнению специалистов, начинать проектирование павильона можно после того, как предприниматель:
1. выбрал группу товаров, с которой он намерен работать;
2. арендовал квадратные метры в торговом центре.
После этого можно приглашать дизайнеров и проектировщиков, которые воплотят в жизнь ваши задумки или предложат свои.
– На первом этапе проектирование павильонов необходимо выяснить все техническо–эксплутационные параметры, существующие в торговом центре, — говорит
директор по проектам группы компаний "Numero Uno" Алексей Самойлович (Москва). — После этого, имея техническое задание от предпринимателя, специалисты делают эскизный дизайн–проект — образ магазина. Работа согласуется с заказчиком, после чего делается полный дизайн–проект с проработкой всех деталей: пол, стены, потолок, оборудование, освещение, цветовая гамма.
ВЫБОР ТОРГОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Следующим этапом идет выбор торгового оборудования. На то, каким оно будет, влияет площадь магазина, группы товаров, а также средства, которые готов потратить бизнесмен.
– Существует три основных вида оборудования: стандартное, выполненное под заказ и бывшее в употреблении, — поясняет
руководитель проектной группы компании "Торговый сервис" Дмитрий Батюня. — Наша компания придерживается мнения, что оборудование б/у больше подходит для рынков, чем для торговых центров. В этом с нами солидарны руководители практически всех крупных магазинов Екатеринбурга.
Торговое оборудование бывшее в употреблении может обойтись предпринимателю на 30–60% дешевле. Но
руководитель отдела "Системы Освещения" компании "Красная линия" Олег Тер–Аванесов (Москва) таким образом экономить не рекомендует: срок службы оборудования б/у может оказаться значительно меньше, чем того ожидает бизнесмен. А Алексей Самойлович рекомендует использовать оборудование "сэконд–хэнд" для создания дисконтов или магазинов складской торговли. Специалисты советуют также с особой тщательностью подойти к выбору надежного поставщика, если речь идет об оборудовании б/у.
Если на первом этапе проектирования павильона заказчик готов потратить большие средства, ему, скорее всего, предложат торговое оборудование под заказ.
– Эксклюзивное оборудование применятся, в основном, в элитных торговых центрах, таких, как "Покровский пассаж", — говорит Дмитрий Батюня.
Нередко сделанное под заказ оборудование используется в ювелирных салонах, а также в магазинах, специализирующихся на подарках и сувенирах. Эксклюзивное торговое оборудование гарантирует павильону оригинальность и презентабельность. Но не стоит забывать, что таких же результатов можно добиться и с помощью типового оборудования. Главное — фантазия, вкус и смелость решений.
Как считают специалисты, есть ряд причин, по которым большинство предпринимателей останавливают свой выбор именно на стандартном оборудовании. Во–первых, это оптимальное соотношение цены и качества. Во–вторых, выполнение дизайн–проекта и монтаж типового оборудования экономит время заказчика. Поставка оборудования этого вида осуществляется в короткие сроки, так как оно чаще всего имеется в наличии на складе.
– Существует стандартное оборудование, собирающееся в изделия под торговую площадь заказчика, — рассказывает
директор Итальянского Дома оборудования Александр Харин. — Вчерашний день — это оборудование фирмы "Joker". Сегодняшний — новые системы "Quadro", "Global" и многие другие.
При проектировании магазина, и в первую очередь при выборе оборудования, важно помнить, что павильон является частью гигантской системы под названием "Торговый центр". С его концепцией, дизайном, требованиями администрации необходимо считаться. Как рассказал Дмитрий Батюня, после согласования дизайн–проекта с заказчиком, разработки представляются руководству торгового центра.
– Администрация центра смотрит, вписывается ли в концепцию их заведения тип оборудования, выбранные заказчиком цветовая гамма и тип освещения, гармонируют ли они с общим стилем магазина, — отмечает Дмитрий Батюня. — Сейчас руководство центров очень ответственно относится к внешнему виду павильонов. Поэтому они предъявляют к арендаторам соответствующие требования. Накладок на этом этапе практически не бывает: в договоре, который мы заключаем с заказчиком перед началом работы, говорится о согласовании проекта с администрацией торгового центра. Поэтому арендаторы заранее продумывают свой план, опираясь на стиль торгового центра.
Еще один внешний фактор, который влияет на проектирование павильона и выбор оборудования — это размер будущего торгового помещения. Средняя площадь сдаваемых в аренду залов в торговых центрах Екатеринбурга — 25 квадратных метров. Организовать на такой площади удобный как для покупателя, так и для продавца магазин — целое искусство.
– При проектировании важно тщательно подобрать торговое оборудование так, чтобы выгодно расположить на нем продаваемый товар, — считает Олег Тер–Аванесов. — Но в стремлении использовать каждый квадратный миллиметр пространства торгового зала для выкладки товара, не стоит терять чувства реальности. Не следует располагать торговое оборудование слишком плотно друг к другу. И не нужно превращать павильон в склад, ведь магазин существует для покупателя, а не для товара.
– Необходимо обеспечить клиенту возможность ознакомиться с товаром неспеша, в спокойной обстановке, без ощущения чужого дыханья в затылок, — добавляет Александр Харин. Добиться этого можно, в первую очередь, с помощью грамотного монтажа торгового оборудования.
ЦВЕТОВОЕ И СВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ
Следующий этап после монтажа торгового оборудования — подбор цветовой гаммы, типа освещения, оформление витрины. По словам Дмитрия Батюни, эти детали играют особую роль в проектировании маленьких павильонов. С помощью светлых тонов и зеркал можно визуально увеличить пространство, талантливый монтаж осветительных приборов поможет расставить нужные акценты, а необычная витрина не даст покупателю пройти мимо.
– Витрины в павильонах торговых центрах практичнее всего делать прозрачными, чтобы посетители могли видеть весь магазин, а главное — товар, не заходя внутрь, — уточняет Алексей Самойлович. — Это вызывает доверие у покупателя, побуждает его войти в павильон. Для этого делаются большие витрины или целиковое остекление.
Освещение помогает подчеркнуть достоинства павильона и скрыть его недостатки. Вот что говорит Дмитрий Батюня о роли освещения, а так же цвета и оформлении витрин:
– С помощью подсветки можно акцентировать внимание на каком–то конкретном товаре — более дорогом или самом популярном. Подсветки очень нравятся хозяевам павильонов, работающих с сотовыми телефонами. Также большой популярностью у них пользуются яркие, агрессивные цвета в оформлении витрин. На их фоне маленькие аппараты смотрятся очень выигрышно. В то же время в оформлении интерьера и витрин книжных магазинов подсветка и цвет большого значения не имеют.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Заказать проект будущего магазина можно либо независимым дизайнерам–архитекторам, либо поставщику торгового оборудования (при заказе оборудования услуга проектирования предоставляется бесплатно). Но у предпринимателя, решившего открыть собственный магазин, может возникнуть резонный вопрос: реально ли создать проект павильона самостоятельно, не прибегая к помощи профессионалов? Вот что думают на этот счет специалисты.
Елена СОРОКА