Сборы на капремонт становятся новым кошмаром для владельцев жилья и для чиновников С июля жители многоквартирных домов (МКД) практически по всей стране будут получать квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом нового платежа - на капитальный ремонт. Однако он уже стал бременем для собственников жилья, а для чиновников - головной болью, выяснил журнал "Огонек".

Региональные программы капремонта, рассчитанные на 25-30 лет, массово начали действовать с 2014 года. Москва оказалась последним бастионом. В столице, где выше уровень доходов населения, дороже недвижимость и ремонтные работы, установлен наибольший в стране минимальный взнос - 15 рублей за "квадрат" в месяц. Так что владелец типовой двушки в 55 кв. метров обязан ежемесячно платить 825 рублей (плюс к квартплате). При среднем по стране размере взноса в шесть рублей при тех же условиях выходит 330 рублей в месяц.

Хотя у столичных властей есть лазейка, чтобы успокоить взволнованных граждан, напоминает журнал: в Москве самый низкий порог для получения субсидий на оплату ЖКУ - если сумма платежа превышает 10% от дохода семьи (в среднем по России - 20%), он действует и в отношении взносов на капремонт.

Нововведение затрагивает большую часть россиян: по Росстату, 2/3 населения живут в многоквартирных домах. При этом соцопросы показывают: россияне готовы смириться с новым платежом, но хотели бы платить постфактум - за уже оказанную услугу. "Идею капремонта в кредит поддерживает почти половина жителей МКД - 47%", - говорит директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов. Однако пилотный проект, запущенный Минстроем в 2014-м в девяти регионах, выявил, что банки, опасаясь невыплат, не спешат выдавать собственникам жилья деньги на капремонт. А те в свою очередь не согласны на грабительские проценты по кредитам.

В итоге люди просто не платят взносы. По официальной статистике, недосборы за привычные ЖКУ составляют 6%. А взносы на капремонт, согласно опросу НАФИ, не платит 21% жителей МКД: 6% потому, что не являются собственниками жилья, 5% говорят, что не получают квитанцию, у 2% льготы и 8% из принципа. Но даже если все заплатят, этих денег не хватит на запланированные работы, отмечают эксперты.

"Чтобы обеспечить финансирование капремонта на деньги жильцов, минимальный взнос должен быть 25-30 рублей за квадратный метр, - утверждает Ирина Генцлер, директор направления "Городское хозяйство" Института экономики города. - Размер взноса умышленно снизили, чтобы его смогли заплатить все. Естественно, возникает вопрос: откуда брать недостающие средства, чтобы провести ремонт в полном объеме? В бюджетах денег на это нет".

И программа капремонта уже буксует - это видно по новостям из регионов. В Башкирии спорят из-за тендеров на ремонт МКД. В Нижегородской области собрали лишь половину взносов, и большую часть ремонтных работ перенесли на следующий год. В Саратове облдума решает, не исключить ли ветхое жилье из программы капремонта. Региональные власти все чаще говорят о неминуемом повышении минимального взноса.

Уловки, тревоги и "дефицит инициативных граждан"

"Переход к новой системе финансирования капремонта домов на деньги жильцов - это правильный шаг. Но момент для него выбран крайне неудачный, - считает доктор экономических наук Сергей Смирнов. - Стартовать надо было на пике нефтяного бума, когда доходы населения росли. А сейчас, когда доходы, наоборот, снижаются из-за кризиса, россияне болезненно воспринимают введение нового платежа. И включение его в единую квитанцию с платой за жилищно-коммунальные услуги - это очевидная уловка. Ведь таким образом можно с большей вероятностью обеспечить оплату взноса за капремонт".

При этом многое для людей по-прежнему непонятно: как оценивалось состояние МКД и выстраивалась их очередь на капремонт, как будет контролироваться качество ремонта? Но на первом месте, конечно, денежные вопросы: как рассчитывался минимальный взнос, кто отвечает за собранные деньги? - отмечает "Огонек".

Напомним, на выбор жильцам предоставили два способа накопления средств на ремонт. Общее собрание собственников жилья решает: либо открыть спецсчет для своего дома, либо направить взносы в фонд регионального оператора (создается что-то вроде "общего котла", откуда средства распределяются на капремонт нуждающихся в нем МКД). Размер взноса каждый субъект РФ определял сам.

Как отмечает Сергей Смирнов, с одной стороны, вариант с региональным оператором выгоден тем, кому ремонт потребуется в скором времени, его жильцы просто не в состоянии собрать нужную сумму. С другой - именно этот вариант допускает коррупцию. Например, при решении вопроса о начале ремонтных работ, при установлении очередности на капремонт. Не исключены и сговоры нечистых на руку руководителей региональных операторов с подрядными организациями.

Что касается спецсчета, то тут у жильцов, казалось бы, больше ясности в отношении собственных взносов - они пойдут напрямую на ремонт их дома, продолжает Смирнов: "Однако этот вариант оказался заметно менее популярен. Причина - социальная инертность. Людей пугают организационные сложности. Ведь чтобы выбрать спецсчет, надо было провести общее собрание жильцов, на котором за его создание должны были проголосовать две трети всех собственников жилья. А затем нужно еще наладить общественный контроль над их расходованием. История вновь показывает: в России дефицит инициативных граждан".

Эксперт при этом отмечает, что для собственников, например, элитного жилья предпочтительнее вариант со спецсчетом: в стране немало домов, у которых износ 80 и даже 90%, которые не признаны аварийными, поэтому в случае с "общим котлом" такие дома оттянут на себя существенную долю собранных средств. При этом какой-то дом можно "вылечить" за миллион рублей, а другому и 10 миллионов будет мало.

"Считать программу капремонта эффективной можно будет не раньше, чем граждане увидят конкретную пользу от своих взносов в виде качественно отремонтированных домов", - резюмирует Смирнов.

NEWSru.com