Объявления о том, что чьи-то подруга или друг сдают квартиру, в социальных сетях далеко не редкость, и хорошо, если такой способ помогает потенциальному нанимателю найти жилплощадь не только по карману, но и по вкусу. Kак выгодно, а главное безопасно для себя найти "квадратные метры" подобным способом.
Контент для аудитории
Помимо индивидуальных объявлений, почти во всех социальных сетях встречаются группы с предложениями аренды комнат и квартир как в России, так и за рубежом, говорит эксперт в области интернет-маркетинга Евгений Царьков. По его словам, через соцсети можно арендовать жилплощадь на сутки, на месяц или на длительный срок.
Например, в "Одноклассниках" на сегодняшний момент 50 тысяч групп по поиску жилья, рассказывают в пресс-службе социальной сети. При этом популярностью пользуются как группы с объявлениями о продаже "квадратных метров", так и аренде в разных регионах страны и за рубежом.
На сайте «ВКонтакте» по запросу "недвижимость" обнаружить свыше 60 000 сообществ, отмечают в пресс-службе социальной сети. Там же добавляют, что, по данным TNS практически 90% пользователей интернета из Москвы зарегистрированы на сайте «ВКонтакте», похожая ситуация и в Санкт-Петербурге. "Очевидно, что многие из них рассматривают «ВКонтакте» как один из вариантов среди ресурсов по поиску недвижимости", — полагают представители соцсети.
Сообщества по поиску жилья есть на Facebook, добавляет в свою очередь Царьков. Правда, по его словам, в целом аудитория подобных тематических групп в российском Facebook меньше, чем у отечественных соцсетей. «Если в большинстве сообществ «ВКонтакте» насчитывается более ста тысяч подписчиков, то здесь речь идет о максимум 10 тысячах человек в группе. Больше — реже», — признается Царьков. А в российском LinkedIn и вовсе, по его словам, объявления о сдаче жилья являются одиночными.
Посты об аренде в социальных сетях можно найти, введя, например, в поиске название города и цель запроса — "квартиры посуточно", "снять квартиру в Москве" и все в этом духе.
Стоит отметить, что среди групп и сообществ в социальных сетях с объявлениями о сдаче квартир встречаются и созданные агентствами недвижимости, которые только ретранслируют собственные объекты для сдачи в аренду, добавляет Царьков.
"Аренда квартир в социальных сетях работает в основном для небольших бюджетов и экономичных вариантов. Иногда среди них есть интересные, однако, пытаясь работать через сети, мы обнаружили, что аудитория всегда настроена на дисконт, экономию", — комментируют
управляющий партнер агентства недвижимости Spencer Estate Вадим Ламин.
В подобной оценкой соглашается и Царьков: «Группы с элитным жилье на глаза мне не попадались». По его словам, безусловно, элитные агентства недвижимости имеют странички в социальных сетях, но, как правило, они не служат «доской объявлений».
Чистка в рядах
Надо сказать, что руководство социальных сетей строго к своим сообществам. "Мы отслеживаем деятельность групп на соответствие регламенту соцсети в случаях обращений пользователей, жалоб или вопросов", — говорят в пресс-службе "Одноклассники".
Специалисты "ВКонтакте" тоже ведут мониторинг всего сайта, в том числе и групп, посвященных недвижимости и поиску жилья, а также реагируют на жалобы от пользователей и Роскомнадзора.
"Сообщить о случаях мошенничества или противоправных действиях может каждый: для этого нужно нажать на специальную кнопку "Пожаловаться" или крестик, которые есть у всех записей, фото и видео. Мы рассматриваем все обращения без исключений и стараемся реагировать на них максимально оперативно. Противозаконные материалы мы удаляем, а нарушителей блокируем", — рассказывают во "ВКонтакте".
В службу поддержки «Одноклассников» довольно часто поступают вопросы, в таких случаях мы просим пользователей быть внимательными и обращать внимание на официальные документы посредников. "В разделе поддержки вы всегда можете найти памятки как обезопасить себя от мошенников: https://ok.ru/help/4", — добавляют в "Одноклассниках".
От первого лица
При аренде квартир через социальные сети правила почти такие же, как и если бы вы просто читали газету, например, и там искали себе квартиру, отмечает Царьков.
В первую очередь стоит внимательно изучить страницу сообщества: подробно ли заполнена информация, регулярно ли выходят публикации, сколько у группы подписчиков и насколько они активны, комментирует правила безопасности пресс-служба "ВКонтакте".
По словам собеседников «РИА Недвижимость», чем выше будут эти показатели, тем меньше шансов столкнуться с мошенниками. При этом представители «ВКонтакте» категорически не рекомендуют переходить по подозрительным ссылкам и отправлять незнакомцам информацию о банковских картах и других платёжных средствах.
"Мы всегда рекомендуем пользователям в таких важных решениях, как аренда или покупка жилья, обращаться к официальным, верифицированным сообществам, например, https://ok.ru/prian или https://ok.ru/irr.ru, не передавать и не переводить деньги без 100% уверенности в добросовестности второй стороны", — советуют в пресс-службе "Одноклассников".
Важно понимать, что если человек нашел объявление своей мечты, это еще не означает, что все сложится со сделкой: это как раз тот момент, когда нужно проявить внимание и осторожность, учесть все правовые аспекты и подкрепив свои договоренности с арендодателем, оформив их на бумаге.
"В любом, даже самом «шоколадном» случае, когда собственники очень милы и ничего не настораживает, необходимо, как минимум, проверить документы на квартиру, паспорта собственников, составить договор аренды или найма. Процесс выхода из социальной группы и вообще закрытия своего сетевого представительства очень прост, поэтому наличие сообщества в социальной сети никак не может являться гарантией", — объясняет Ламин.
Насторожить пользователей соцсетей, ищущих жилье в аренду, должны необоснованные требования внести предоплаты или перевести средства на карту до встречи и демонстрации объекта, отказ показать документы при встрече, ссылаясь, что копии были уже высланы в сообщениях — данные можно подделать, а также нежелание стороны заключить договор.