Знаменитый дизайнер и владелица фабрики своего имени, испанка Нани Маркина, любит экзотику и путешествия, но жить предпочитает там, где прошло ее детство. Нам она показала свой дом в Барселоне и рассказала о том, чем еще увлечена, кроме ковров.
— Ваш дом находится в довольно шумном месте, никогда не думали переехать подальше от центра?
— Я выросла в Сан-Жервази и даже не могу представить, что живу где-то в другом месте. Здесь все под рукой: до центра Барселоны можно дойти пешком, улочка к тому же невероятно живописная, до пляжа — рукой подать, а в выходные вообще можно сходить прогуляться в горы. Чего еще можно пожелать?
— Расскажите о том, как вы выбирали этот дом?
— Нам с мужем этот дом понравился сразу. Когда мы пришли его посмотреть, хозяйка предупредила, что дом очень старый и ремонт здесь делали почти шестьдесят лет назад.
Это был типичный испанский особняк начала XX века с просторной гостиной, маленькой кухней и комнатами для прислуги. До сих пор помню свое впечатление от него — огромный, пестрый дом показался мне гигантской шкатулкой.
— Как появилась идея обустроить комнаты под мастерские?
— Для нас дом был великоват — мы с мужем уже давно живем вдвоем, правда, у нас есть еще очень милая гончая Текла, но все равно наша скромная компания не требовала столь обширных пространств. Мне очень не хотелось, чтобы все эти роскошные комнаты простаивали без дела, и я решила превратить их в мастерские.
— Жилую часть дома обустраивали самостоятельно или приглашали дизайнеров?
— Обустройством и оформлением жилой части дома занималась сама, муж, разумеется, помогал. Постороннее вмешательство было ни к чему, мы знали, чего хотим, и разногласий в этом вопросе, у нас, к счастью, не возникло.
— Каким образом определяли стиль интерьера?
— Мы с мужем оба приверженцы умеренного минимализма, нам нравятся просторные чистые интерьеры без излишнего украшательства, но мы очень любим яркие цвета и всякие акцентные вещицы. Поэтому, когда занималась декорированием, гостиную решила сделать максимально свободной. Здесь стоит лишь пара больших диванов для гостей и фортепьяно, которое я когда-то подарила мужу на день рождения.
— Многое изменилось в интерьере с момента первого ремонта?
— Я вообще за постоянные перемены. Мне нравится каждый год устраивать дома небольшой ремонт и обновлять некоторые зоны. Например, ковры меняем очень часто! Все новые коллекции моей фабрики обязательно появляются у нас в доме. Не только потому, что меня привлекает разнообразие, просто я предпочитаю испытывать свои творения «на себе», для меня дом — это место, где я могу позволить себе любые эксперименты. Иногда бывает грустно, что не могу проводить больше времени дома. Рано утром уезжаю на работу, а возвращаюсь почти ночью.
— Вы наверняка еще и много путешествуете в поисках вдохновения для дизайнерской работы?
— Это и работа, и отдых одновременно. В поездках собираю все подряд: старинные заварочные чайники, национальные костюмы, ожерелья, ткани, интересные упаковки и даже песок из пустыни. Со временем у меня собралась вот такая странная, пестрая коллекция. Она отлично украшает дом и очень помогает мне в работе. В этих вещах много подлинности, первозданной красоты и, самое главное, нет ничего случайного. По-моему, это и есть настоящий дизайн. Тут есть чему поучиться. Каждый такой экспонат несет в интерьер что-то новое. Стоит только куда-нибудь съездить и привезти очередной сувенир — и дом меняется сам собой. Меня это всегда забавляет.
— Под такую коллекцию вероятно выделено особое место в доме?
— Особого места нет. Это ведь по большей части безделушки, хотя многие из них особо дороги. Просто стены дома целиком выкрашены в белый. Нет ни рисунков, ни узоров. На таком фоне отлично смотрятся все собранные мною «трофеи».
— В работе вы всегда используете разнообразную палитру цветов, а для дома выбрали белый. Почему так?
— Очень люблю этот цвет, особенно его холодные оттенки. Они не напрягают глаз, создают простую, но торжественную атмосферу. А если говорить вообще, то в дизайне стараюсь не отдавать предпочтения каким-то определенным тонам. Все зависит от моды, трендов и, главное, от того, как сочетать цвета. Хотя, если бы пришлось использовать один цвет, скорей всего это был бы красный. Он очень эффектный и активный.
— Расскажите, с чего началась ваша дизайнерская работа?
— Еще будучи студенткой я любила вышивку. После выпуска несколько раз предлагала свои идеи крупным производителям ковров, но, к счастью, никто из них не заинтересовался. Тогда и поняла, что эта ниша пустует. Открыла компанию в 1987 году, и по началу — сейчас даже с улыбкой все это вспоминаю — это было исключительно фабричное производство, обычные ковры.
— Как же получилось, что компания Nanimarquina сейчас — это законодатель мод в области дизайна ковров?
— Я побывала в Индии, где познакомилась с индийским ремеслом ковроткачества. Так появились цветочки, листики, шарики. Да и вообще все наши ковры наполнены традициями. Ковер — это своеобразная площадка для их воплощения. Мы открываем и изучаем древние технологии, пытаемся понять, как совмещаются цвета, почему используются те или иные краски и элементы. Это дает нам технологию, позволяющую создавать современный дизайн, в основе которого лежит кустарное производство. Наш ковер — это не просто продукт, который выходит из станка. Его появление на свет — очень длительный и кропотливый процесс.
— Что кроме традиций вас вдохновляет?
— Если говорить прямо, моя работа — это погоня за красотой. А самое наполненное красотой место — это вся природа. Я люблю рассматривать живописные пейзажи. Наверное, эта любовь является одной из причин любви именно к этому дому. Тут чудесные виды. Из окон дома виднеется подножье горы Тибидабо и уютная морская бухта. Конечно, это не значит, что мои работы напоминают эти пейзажи, но когда на них смотрю я сама, то сразу вспоминаю сам момент вдохновения