Общественная палата РФ предлагает новым московским властям приостановить реализацию Генплана Москвы, определить историческую зону города и запретить строительство в центре столицы.Эксперты рассказали ВЗГЛЯДу о главных просчетах градостроительной стратегии Юрия Лужкова и обещаниях построить «город-сад».
«Учитывая выявленные принципиальные просчеты и серьезные нарушения в части соблюдения федерального законодательства, внести в МГД предложение о приостановке действия закона города Москвы от 5 мая 2010 года «О Генеральном плане города Москвы» до устранения противоречий с федеральным законодательством и внесения изменений по итогам консультаций с общественным организациями и экспертами», - сказано в рекомендациях комиссии Общественной палаты, распространенных в СМИ во вторник.
Данные рекомендации сформулированы по итогам работы экспертной группы комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры Общественной палаты РФ, которую возглавляет известный галерист и искусствовед Марат Гельман.
Также новым властям предлагается определить с участием научно-профессиональной общественности города зону исторической Москвы и обеспечить составление пакета необходимых документов, а до этого момента - ввести мораторий на снос зданий и запуск строительных проектов на территории, находящейся в исторических границах Камер-Коллежского Вала.
По мнению авторов нового обращения, «необходимо завершить экспертизу заявленных памятников, включить в реестр объектов культурного наследия регионального значения выявленные объекты культурного наследия и их территории». Также предлагается провести ревизию постановлений правительства Москвы и отменить те из них, которые противоречат градостроительному, земельному, историко-культурному законодательству.
В Общественной палате рекомендуют признать недопустимой сложившуюся практику проведения археологических работ в городе Москве, ставшую частью механизма реализации строительных проектов.
До конца 2010 года авторы документа предлагают разработать и утвердить программу первоочередных мер по принципиальному улучшению градостроительной ситуации в городе, в том числе установить особый порядок строительства, реставрации, ремонта крупных и значимых для города объектов недвижимости, а реализацию данной программы поставить под «объективный непредвзятый общественный контроль».
Предлагается также вывести из подчинения строительного комплекса Москомнаследие.
Однако, генеральный план, о котором неоднократно сообщал ВЗГЛЯД с момента его общественных слушаний, имеет и сторонников, в том числе, в лице исполняющего обязанности мэра Москвы Владимира Ресина. Врио градоначальника столицы, реализация Генерального плана развития «позволит москвичам не только улучшить свои жилищные условия, но и решит проблему пробок». Свою позицию Ресин озвучил во время прямого эфира программы «Нереальная политика» на НТВ.
Напомним, Московская городская Дума приняла Генеральный план развития Москвы до 2025 года еще 5 мая. Резко против этого неоднократно выступала Общественная палата, а ее член – галерист Марат Гельман сравнил Москву с «овощной грядкой, с которой мэр собирает урожай». Несмотря на резолюцию Общественной палаты отложить принятие Генплана и доработать, Юрий Лужков утвердил документ в кратчайшие сроки - 28 мая, а уже 14 июня документ вступил в законную силу.
Газета ВЗГЛЯД тогда сообщала, что, по мнению экспертов, поступившие от граждан тысячи поправок и изменений в основополагающий документ развития города были фактически проигнорированы мэрией столицы, так как рассмотреть их в течение 2-3 недель до момента подписания соответствующего указа Юрия Лужкова было невозможно даже чисто технически.
«Да, мнения москвичей о том, каким должен быть их город, были проигнорированы, хотя с высоких трибун было обещано принять во внимание все поправки к генеральному плану, - говорит ВЗГЛЯДу директор консалтингового «Бюро информационной поддержки инвестиций» Виктор Щербаков. – налицо не только открытое игнорирование точки зрения жителей мегаполиса, но и манипулирование общественным мнением. Все, что касается самых дорогих участков столичной земли – ее исторического центра – осталось как бы за скобками и документа, и, соответственно, контроля».
Врио мэра Москвы Владимир Ресин уже успел за две недели пребывания в кресле столичного градоначальника заморозить несколько проектов, одобренных Юрием Лужковым, но своего мнения в отношении генплана не изменил.
«Я бы хотел все-таки реализовать тот генплан, который мы представили. Я уверен, что когда он будет выполнен, комфортность жизни будет на высочайшем уровне, – сказал он в интервью телеканалу НТВ. – Не будет пробок, будут парковки, а также обеспеченность 40 метров квадратных метров жилья на человека».
Строительство жилья – это главная сенсация проекта Генплан-2025. В документе утверждается, что за 17 лет в Москве будет построено более 100 млн квадратных метров жилья, т.е. примерно по 5,5-6 млн в год. ВЗГЛЯД уже сообщал, что в самые «ударные» строительные годы в столице строилось не более 4,5-4,6 млн метров (данные Росстата). В предвыборном 2007-м московские власти насчитали 5,4 млн «квадратов» «столичного» жилья, но «забыли» отметить, что это с домами, которые Москва выкупала для социальных программ в Подмосковье – в Люберцах, Одинцово и Химках.
«В условиях посткризисного времени строительная отрасль не может строить больше 3-3,5 млн метров в год, - говорит газете ВЗГЛЯД руководитель московской строительной компании Дмитрий Углов.- Этот расчет будет точным еще год-два, в 2012-2013 годах мы выйдем на 4-4,8 млн «квадратов», а цифры в 6 млн достигнем не ранее 2015-2017 года. То есть ни о каком увеличении метров на душу населения говорить не придется еще как минимум лет 10, а выйти на 40 метров на человека – эта планка очень далекого будущего».
«Решить проблемы пробок генплан не в состоянии хотя бы потому, что в нем нет никаких конкретных стратегических направлений их решения, - считает главный инженер строительной корпорации Михаил Большаков. – Проблему парковок надо решать комплексно – вместе с революцией всей транспортной инфраструктуры и резким увеличением строительства дорог. В последние 8-10 лет в Москве строилось ежегодно не более 20 километров новых трасс – это в десятки раз меньше, чем в любой столице мира».
«Учитывая, что Генплан Москвы был принят явно для «галочки» экс-мэром, сейчас есть время пересмотреть документ и выработать то, что определит лицо столицы на долгие годы с учетом спасения, а не разрушения ее истории и культуры, - считает член Гильдии строителей России Алексей Пригожин. – Только после тщательного изучения стратегии можно будет давать поручения и разрабатывать проекты для каждой «точки» Москвы, а не громоздить вместо этого офисы и торговые центры».
Адрей Скоробогатов realty.vz.ru