Строительный холдинг Олега Дерипаски может потерять один из самых масштабных и дорогостоящих подрядов сочинской олимпиады - грузовой порт стоимостью в несколько миллиардов. Причина - грубые нарушения конкурса, обнаруженные инспекторами ФАС.
Строительный холдинг Олега Дерипаски «Трансстрой» впервые за последние годы лишился крупнейшего подряда, который фактически уже был в «кармане» - порта в Сочи. Стоимость работ по госзаказу оценивается почти в 3 млрд рублей.
Причина неожиданного скандала – в действиях Федеральной антимонопольной службы, которая после многомесячных проверок и инспекций признала итоги конкурса по строительству второй очереди сочинского грузового порта недействительными. В самой службе газете ВЗГЛЯД на правах конфиденциальности сообщили, что инспекторов возмутили отказ в участии в конкурсе одного из претендентов на контракт на «фиктивных основаниях» в то время как структура Олега Дерипаски даже не успела собрать все необходимые для тендера документы, но тем не менее конкурс выиграла.
«При таких «вводных» есть все основания говорить или, по крайней мере, предполагать, что имел место случай «барашка в бумажке», причем, довольно грубый, до чего обычно компании, подобные «Трансстрою» ранее не опускались, - говорит ВЗГЛЯДу член коллегии московских адвокатов Екатерина Коляда. – При таком положении вещей и учитывая тот факт, что олигарха отстранили от объекта, должна быть проведена комплексная проверка всех тех, кто вынес изначальное решение в пользу Дерипаски и на каких основаниях. Хотя, в данном случае все достаточно «прозрачно», к сожалению».
Газета ВЗГЛЯД уже сообщала в свое время, что с большими трудностями и задержками Олег Дерипаска смог построить первую очередь порта, но она была смыта штормом в декабре прошлого года. Это вызвало тогда много разговоров о качестве строительства и ответственности компании, но дальнейших шагов в расследовании предпринято не было.
Конкурс инициировал ФГУП «Росморпорт», объявив о сборе заявок в начале июня. Победителем был назван ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», входящая в холдинг «Базэл». Второй претендент – это ОАО «48 Управление наладочных работ», который по данным газеты «Коммерсант», принадлежащее Росимуществу. Именно он и подал жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), прося признать итоги запроса котировок недействительными. К конкурсу компанию не допустили на том основании, что она якобы не имела опыта возведения особо опасных и сложных объектов. И это при том, как сообщили ВЗГЛЯДу в самой строительной фирме, что она в течение нескольких лет строила инфраструктуру космодрома Плесецк. Компании не «повезло» с конкурсом даже после того, как она предложила на 10% цены ниже за свои услуги, чем холдинг Олега Дерипаски.
Во вторник ФАС сообщила, что «48 УНР» было незаконно отказано в доступе к запросам котировок и заказчику работ, которому предписано отменить ранее утвержденные протоколы котировок. Один из чиновников ведомства заявил «Коммерсанту», что теперь эти спорные контракты «Трансстрой» выполнять не будет. В самом холдинге Олега Дерипаски от комментариев газете ВЗГЛЯД отказали, сказав, что не привыкли получать информацию от газет, а официального уведомления от ФАС они не получали.
Для справки: общая стоимость проекта для «Базэла» в порту Сочи оценивается почти в 6 млрд рублей, из них в 2009 году должно было быть освоено 4,3 млрд руб. Еще 6 млрд руб. вложит в проект государство.
Любопытный факт: шторм в декабре прошлого года по какому-то «природному капризу» смыл гидротехнические сооружения и причалы, которые строились именно на бюджетные средства, в то время как объекты, сданные к тому времени «Трансстроем» почему-то не от стихии практически не пострадали.
Руководители стройкомпаний говорят ВЗГЛЯДу, что новый порт необходим им как воздух, так как сегодняшние возможности доставки материалов ограничены, что тормозит возведение всех объектов сочинской олимпиады. «Проблема настолько остра, что в случае, если сроки сдачи порта будут отложены на 3-4 месяца, то под угрозой окажутся более олимпийских строек, - сказал ВЗГЛЯДу руководитель одной их строек в Сочи Игорь Варламейчук. – Причем, наверстать упущенное время будет намного сложнее и дороже, чем строить по графику».
Напомним, что на прошлой неделе вице-премьер Игорь Сечин сообщил, что сейчас власти России обсуждают с Турцией возможность создания логистического центра по перевалке грузов взамен порта в Сочи.
Эксперты, опрошенные ВЗГЛЯДом, говорят, что создание такого «перевалочного пункта» на турецкой территории намного выгоднее во всех отношениях. «Во-первых, Турция имеет огромный опыт по строительству таких центров и строит их по всему миру, - говорит газете ВЗГЛЯД член совета директоров стройкомпании «О.С.Г.» Денис Кудряшев. – Во- вторых, это обойдется дешевле. В-третьих, Сочи после Олимпиады-2014 такой гигантский порт просто будет ни к чему, а его простой и обслуживание «съедят» за 2-3 года стоимость его возведения. И – последнее: как не печально признавать, но проще отдать подряд турецким компаниям, чем потом долго разбираться в так называемой «коррупционной составляющей» и завышенных тарифах на возведение того же порта».
Ольга Мостовая realty.vz.ru