Новые интриги вокруг Апельсина и Батуриной Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал распоряжение о сносе здания Центрального дома художника (ЦДХ) в центре столицы и передаче территории правительству Москвы под новое строительство. Неожиданный конец давнего спора москвичей и властей столицы решился в пользу чиновников, протесты жителей и архитекторов оказались проигнорированы.

Распоряжение значится на сайте правительства под порядковым номером N1796-р и не оставляет никаких сомнений: здание ЦДХ на Крымском Валу будет снесено. Газета ВЗГЛЯД неоднократно сообщала о коллизиях вокруг этого здания, где сегодня расположена Третьяковская галерея, и о том, чем может закончиться скандал. Напомним, что начался он в марте 2008 года, когда компания супруги московского мэра Елены Батуриной «Интеко» «вдруг» представила в Каннах феерический проект Нормана Фостера «Апельсин».

Проект знаменитого британского архитектора, безусловно, уникален и великолепен, в чем едины почти все столичные специалисты. Здание в форме развернутого лепестками наружу цитруса действительно уникально и очень функционально. Если бы не некоторые «но».

Во-первых, в нем предполагается наличие жилых апартаментов, магазинов, бутиков и прочей инфраструктуры, что мало совместимо с расположенным там же музеем – Третьяковской галереей. Во-вторых, проект предусматривает массовую жилую застройку всей территории вокруг «Апельсина», которая сегодня является практически единственным местом отдыха и зеленой зоной на всей Якиманке. Есть и третий момент – компания «Интеко». Почему, говорят опрошенные ВЗГЛЯДом участники рынка, все самые лакомые куски Москвы отдаются супруге Юрия Лужкова. Впрочем, вопрос этот риторический. Сама Елена Батурина, как писала газета ВЗГЛЯД, неоднократно открещивалась от проекта и намерений строить в этом районе столицы.

ВЗГЛЯД в марте прошлого года предположил, что споры вокруг «Апельсина» закончатся так: чиновники сообщат москвичам, что проект находится на рассмотрении, территория – охранная, вне рамок застройки жильем беспокоиться не о чем. Мол, все решим сообща. А на самом деле после того, как уляжется скандал, «близкие» к мэрии Москвы компании «по-тихому» начнут снос ЦДХ, опираясь на решение «высшего руководства». К сожалению, так и произошло.

Из распоряжения правительства РФ следует, что к вопросу сноса здания ЦДХ, часто именуемого в народе «чемоданом», решили вернуться в том же виде, что и в 2008 году, как будто бы никаких протестов москвичей и профессионального сообщества архитекторов и проектировщиков и не было вовсе. Любопытный факт – решили сносить, но функциональная нагрузка нового здания осталась за скобками. То есть что будет построено: музей, офисы, жилье или что-то еще – не ясно. Куда переедут Третьяковская галерея и ЦДХ – непонятно. Проекта застройки нет. Условия архитектурного конкурса – не называются. Инвестор – неизвестен. Застройщик – тоже тайна.

«Пожалуй, в нашей современной истории еще не было такого уничижительного примера игнорирования мнения общественности в области культуры, – говорит руководитель столичного проектного бюро Аркадий Евсиковский. – Оказалось, что нет никому никакого дела до мнения сотрудников ГТГ и ЦДХ, жителей района, художников… Остались без внимания митинги студентов, письма в СМИ, сборы подписей в защиту практически единственного в Москве оставшегося заповедника природы. Ужасная реакция».

Протест вызвало в прошлом году и стремление московских властей избавиться от здания ЦДХ, которое сегодня является крупнейшей выставочной площадкой в центре города. Весной 2008 года был создан Общественный совет по культурным центрам, который возглавил директор ЦДХ Василий Бычков. В него вошли несколько десятков видных деятелей культуры, выступающих против сноса здания на Крымском Валу, которое попытались даже, невзирая на довольно унылый внешний вид, объявить памятником архитектуры.

Однако, как становится очевидным сегодня, процесс «освоения территории» шел своим чередом, но в разных направлениях. В августе 2008 года представители Третьяковки и конфедерации художников разработали для строителей технические задание, предполагавшее, что на Крымском Валу должны появиться два новых, отдельно стоящих музейных здания. При этом обе организации выдвигали одно условие: здание ЦДХ может быть освобождено только после того, как новые помещения будут полностью готовы.

Вторая волна дискуссии поднялась после проведения общественных слушаний, в ходе которых был обнародован проект застройки, вызвавший бурный протест жителей окружающих домов и других жителей Москвы. Не понравился план и Третьяковской галерее, внезапно обнаружившей себя в непосредственной близости от Садового кольца. Тогда явно неудачный и наспех сделанный проект получил неблагозвучное название «Гэ» по форме зданий.

Несмотря на большую шумиху, проект так и не был доработан. Разговоры о возможном сносе ЦДХ затихли сами собой. А потом начался кризис, и летом 2009 года директор Третьяковки не была уверена, что проект вообще может быть осуществлен. Однако, как выясняется сегодня, власти Москвы вели свою работу и все-таки здание ЦДХ получили в свое распоряжение.

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин неоднократно повторял почти год, что никакого проекта Нормана Фостера не существует в природе, а об «Интеко» и речи пока не идет. Однако, по информации газеты «Коммерсант», распоряжение было подписано Владимиром Путиным после совещания у Игоря Шувалова, на котором присутствовала и Елена Батурина. Судьба ЦДХ распоряжением определяется однозначно: его передают правительству Москвы, которое будет искать инвестора.

Есть сведения в СМИ, что совсем недавно Юрий Лужков встречался в Москве с Норманом Фостером. Представитель «Интеко» Геннадий Теребков сообщил прессе на прошлой неделе, что «экономическая ситуация уже изменилась, поэтому говорить о ранее рассматриваемых проектах, в том числе и о строительстве «Апельсина», сегодня неуместно».

По распоряжению правительства РФ, после того как новое здание для музея будет построено и введено в эксплуатацию, оно в двухмесячный срок должно быть передано в федеральную собственность, после чего 38 тыс. метров (приблизительно 60% общей площади), которые занимает сейчас в ЦДХ Третьяковская галерея, перейдут в собственность Москвы.

По словам директора ГТК Ирины Лебедевой, ситуация, при которой для музея однозначно строится новое здание, в целом позитивна. «Я полагаю, что это по-прежнему будет инвестпроект, никто не менял концепцию», – сказала Ирина Лебедева в интервью РИА «Новости». Фактически эти слова подтверждают то, что строительство музейного здания будет идти за счет частных инвестиций, а не федеральных или городских средств. Однако директор Третьяковки все же надеется, что инвестора предстоит выбрать на конкурсной основе, только за этим может последовать архитектурный конкурс.

Проект реализуется в рамках комплексного освоения правительством Москвы территории вблизи Крымского Вала. Планировочное решение территории было представлено на общественных слушаниях в феврале 2009 года: помимо новых зданий для Третьяковской галереи и Международной конфедерации союзов художников, которая занимает 40% площадей ЦДХ, на плане были обозначены инвестиционные объекты, реорганизация парковой зоны и устройство под зданиями подземных паркингов.

В правительственном документе говорится, что столичные власти должны согласовывать с Минкультуры и Третьяковской галереей не только архитектурно-планировочное решение нового здания, но и проект планировки территории.

Впрочем, «должны» по-московски – это все же некая бюрократическая абстракция. На деле выходит совсем по-другому, да и «выходит» уже тогда, когда поздно что-либо обсуждать и протестовать. Последний пример – реконструкция памятника Мухиной у ВДНХ. Оказалось, что работы вела все та же «Интеко», а восстановление памятника обошлось налогоплательщикам на 500 млн рублей выше запланированной бюджетом суммы.

Ольга Мостовая realty.vz.ru