Стоимость Четвертого транспортного кольца может быть снижена в два раза.
Контрольно-счетная палата (КСП) правительства Москвы начала проверку «формирования цены строительства Четвертого транспортного кольца» (ЧТК), сообщается на сайте мэрии столицы. По всей видимости, не последней причиной проверки стали самостоятельные подсчеты многих СМИ, некоторые из которых неоднократно сравнивали Четвертое транспортное кольцо со стоимостью Большого адронного коллайдера. При этом у всех дружно получалось, что 1 километр московского автобана в два раза дороже построенного в скалистых породах на невероятной глубине ускорителя частиц.
Столичные власти объясняют все дороговизной земли и необходимостью тратить большие средства на отселение жильцов из сносимых домов. По данным заместителя мэра и главы стройкомплекса Москвы Владимира Ресина, стоимость контрактов на строительство дорог в городе до 60% состоит из компенсаций собственникам земли.
Однако на пути прокладки ЧТК не так много жилых домов, так что, по всей видимости, дело не в расходах на отселяемых москвичей. Кстати, получить в мэрии информацию, сколько всего таких «отселенцев», газете ВЗГЛЯД не удалось. Чиновники под разными предлогами уходят от прямых ответов.
В Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве (АСПОР) говорят, что затраты на строительство автодорог включают в себя прокладку новых дорог и реконструкцию старых, обновление и капитальный ремонт. Однако, если верить участникам этого рынка, только в России в стоимость километра шоссе включают не только затраты на само дорожное полотно, но и на подготовку территорий, коммуникации и расселение жильцов с прилегающих территорий и из выселяемых домов.
Для примера: в Европе стоимость автобана находится в «вилке» от 2 до 8 млн евро. В Китае – не больше 5 млн, Индии – около 3 млн, Бразилии – 4 млн. В США – от 500 тыс. до 30 млн долларов. Правда, случаются и «рекорды», когда стоимость километра скоростного шоссе доходит до 50–55 млн, но в этом случае речь идет о многоуровневых развязках в густонаселенных районах городов.
В российском Федеральном дорожном агентстве считают, что стоимость земли, оформление нового жилья для тех, кого расселяют, и перенос коммуникаций обходятся в 30% от общей стоимости автодороги. Если этих расходов не считать, то наши дороги будут дешевле зарубежных, уверяют чиновники.
Эксперты говорят, что это – лукавство, особенно в части цены земли. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что за кризисный год стоимостью земли в столице упала не меньше, чем цены на жилье, то есть на менее чем 35–40%.
Первоначальные расчеты мэрии говорят, что на возведение 74 км нового московского автобана необходимо порядка 660 млрд рублей (22,5 млрд долларов). То есть 1 километр обойдется столичному бюджету в 9 млрд рублей или 300 млн долларов. Это, мягко говоря, дороговато даже для «богатой» Москвы, не говоря уже о дефиците бюджета города и урезании всех социальных статей столицы на 2010 год.
Самое любопытное – это то, что чиновники мэрии не умножали и не прибавляли ничего, равно как не делали банальных ошибок в своих расчетах. Все проще. Есть так называемая кадастровая стоимость земли, минимальные значения которой были приняты столичным в 2007 году. И если исходить из этих официальных данных, то все подсчитано абсолютно правильно.
Согласно оценкам департамента земельных ресурсов правительства Москвы, средняя кадастровая стоимость 1 квадратного метра столичной земли составляет сегодня около 135 тыс. рублей. Если пересчитывать в ЧТК, то общая площадь земельного участка составит около 3 млн квадратных метров, что равно 419 млрд рублей или 14 млрд долларов. А 1 километр столичного автобана будет стоить 5,7 млрд рублей или 189 млн долларов.
Эксперты «Индикаторов рынка недвижимости» подсчитали, что это только 60% от общего объема затрат: всего на строительство 1 километра дороги потребуется порядка 9,5 млрд рублей или 315 млн долларов, а вся трасса будет стоить 699,3 млрд в рублях и 23 млрд – в долларах.
Выходит, что все законно? На бумаге – да: сами приняли кадастр, согласно которому и насчитали миллиарды затрат. Но дело не только в стоимости земли, хотя было бы правильно пересчитать ее стоимость с учетом кризисного падения цены. То есть затраты по земле должны быть снижены минимум на 35–40%.
Вторая самая большая затратная часть расходов – это стоимость стройматериалов и оплата труда рабочих. Стоимость первых упала на год минимум на 40–50%, зарплаты урезаны на 20–30%. Значит, сэкономить все-таки можно, причем огромные средства – около 130–160 млрд рублей или более 5 млрд долларов. Кстати, именно в такую сумму правительство Москвы и оценило весь совокупный дефицит бюджета на 2010 год.
В 2008 году аукцион на право строительства первого участка ЧТК от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе выиграла компания «Мостотрест». Стоимость работ оценили в «число дьявола» – 66,6 млрд рублей.
Сейчас «КСП Москвы проверяет эффективность бюджетного планирования при формировании заявок на строительство ЧТК и соблюдение установленного порядка согласования начальной цены государственного контракта», пояснили в правительстве Москвы, подчеркнув, что проверка КСП Москвы является плановой. В то же время она может серьезно повлиять на расценки по строительству ЧТК.
Но этого все-таки мало. По идее, правительство Москвы должно само внести серьезные коррективы в сам механизм определения стоимости строительства ЧТК.
«Из-за шумихи, поднятой в СМИ вокруг стоимости ЧТК, было принято решение ужесточить порядок согласования начальной цены госконтракта, – цитирует представителя московской мэрии РИА «Новости». – Сейчас оценку стоимости работ проводит технический заказчик в лице Москапстроя, однако поскольку эта структура является коммерческой, данные оценки предлагается дополнительно согласовывать с одним из органов исполнительной власти города».
Согласно оценкам «Индикаторов рынка недвижимости», благодаря проверке КСП принципа формирования цены на строительство ЧТК может не только снизиться общая стоимость строительства этой трассы примерно в два раза, но и будет создан дополнительный повод, который может способствовать оживлению рынка жилья в Москве. Жаль только, что сами чиновники столичной мэрии почему-то «не догадались» самостоятельно урезать расходы на самый дорогостоящий проект столицы, а предпочли в первую очередь «срезать» социальные расходы на пенсионеров и малоимущих.
Проблемой высокой стоимости автодорог озабочен и глава Минтранса России Игорь Левитин. Он, со своей стороны, предлагает переделать устаревшую нормативно-правовую базу и строительные регламенты, в которые заложены технологии, которым 20 и более лет. Они, по мнению министра,не учитывают новых машин и механизмов и того количества людей, которое необходимо сегодня на строительство дороги.
Эксперты считают, что стоимость километра дороги может снизить, ограничив коррупцию в сфере дорожного строительства. «В зависимости от того, о каком регионе идет речь, коррупционная составляющая может составлять, на мой взгляд, от 20 до 40%», - говорит гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.
Ольга Мостовая realty.vz.ru