Московские шедевры авангардной архитектуры ветшают, и только жены олигархов, по-видимому, могут их спасти, пишет InoPressa.ru со ссылкой на опубликованной британской The Guardian, Джастин Макгирк, главный редактор международного журнала по архитектуре и дизайну Icon. На прошлой неделе он прочел лекцию в новом учебном заведении - Институте медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", который занимает бывшие гаражи шоколадной фабрики "Красный Октябрь" на Берсеневской набережной и уже сделался модным местом: там проводятся кинопоказы, работают ночные клубы и ресторан.
Для США и Европы превращение промкомплексов в культурные центры - феномен последних десятилетий, для России же - совсем недавняя тенденция, пишет автор. Во-первых, переход к экономике услуг начался лишь при Ельцине, во-вторых, россияне больше любят новое, а не старое, поясняет он. Экскурсия по памятникам авангардной архитектуры в Москве - это панорама запустения: "Чем больше восхваляют здание в книгах по истории архитектуры, тем больше оно обветшало в реальности". Так, дом Наркомфина - один из важнейших уцелевших образцов конструктивизма - буквально разваливается. На фасаде клуба на Русаковской улице красуется неоновая вывеска азербайджанского ресторана.
Ветшают и здания, составлявшие гордость СССР: ВДНХ превратилась в довольно пошлый тематический парк, где в грандиозных павильонах больше нечего смотреть, отмечает Макгирк. В павильоне "Космос" теперь продают товары для садоводов, а портрет Гагарина задрапирован материей. "Я спросил местного жителя, почему, и получил лаконичный ответ: "Стыдно", - сообщает автор.
"В России сохранение исторического наследия не является первоочередной задачей, и это ирония судьбы, поскольку в посткоммунистической архитектуре преобладают здания "под старину", - замечает автор. Промзоны занимают пятую часть Москвы, но превалирует модель "сломать и построить", никаких стимулов для реконструкции нет. Однако в последние годы ситуация начинает меняться. Рецессия обуздала амбиции застройщиков, а на рынок вышла новая сила - жены олигархов: так, Даша Жукова создала в здании, построенном Мельниковым, арт-центр "Гараж". "Более грандиозные, хотя и менее изысканные в архитектурном смысле культурные центры находятся в промзоне у Курского вокзала - "Винзавод" и территория завода "Арма".
Один москвич назвал "Гараж" и "Винзавод" игрушками для богачей. "Возможно, "Стрелка" - иная модель", - пишет в заключение Джастин Макгирк: основатели института инвестируют в будущие поколения, используя, в том числе, и превращение института в модное место. Возможно, это внесет нечто новое в устоявшиеся европейские форматы, замечает автор.