Заброшенные здания и стройки имеют в основном две известные причины возникновения: у застройщика закончились средства на завершение проекта или же построенное здание потеряло свою первоначальную идею, и его эксплуатация остановилась.
Зачастую заброшенные дома и стройки являются опасной зоной как для любопытных детей, так и для взрослых. Сегодня такие места пользуются определенной популярностью в качестве несанкционированного «аттракциона»: найти себе «приключений» здесь сможет любой желающий. Особенно рады сталкеры, любители бейс-джампа и бомжи. Охранные меры принимаются, но в недостаточной мере, потому «двери» открыты для каждого. Самое простое решение – снос полуразрушившихся или недостроенных зданий. Однако затраты на него зачастую останавливают этот, в какой-то степени, «вандализм».
В западных странах есть немало удачных и порой неожиданных примеров хорошей реабилитации заброшенных или неиспользуемых зданий и сооружений. Например, в Вене реализовано отличное решение по преобразованию газовых хранилищ в жилые и коммерческие площади. Казалось бы, ну что можно сделать из кирпичных башен с резервуарами высотой в 70 метров и диаметром 60 метров? Однако находчивые австрийцы, устроив конкурс архитектурных проектов, решили судьбу венских газометров. Теперь комплекс «Газометры» является достопримечательностью Вены и включает в себя: 620 квартир, в которых проживает порядка полутора тысяч человек, студенческий кампус, 11 000 кв. метров офисных помещений, торговый центр площадью 19 500 кв. метров, концертный зал на 2200 человек, кинотеатры, детский сад и парковку на 1100 автомобилей. На редевелопмент ушло 174 миллиона евро. Другой пример – городской парк на железнодорожной эстакаде в Нью-Йорке. Железнодорожное полотно, которое проходит на высоте 10 метров, ранее активно эксплуатируемое под грузовые перевозки, стало ветшать и мешать владельцам земли под ней, которые вскоре начали лоббировать снос конструкции. Но нашлись активисты, которые готовы были перепрофилировать «улицу смерти», названную так когда-то из-за больших количеств аварий при столкновении поездов и автомобилей, в милый зеленый парк для прогулок. На проект было затрачено 50 млн долларов из государственного бюджета страны и порядка 120 млн долларов, собранных частными инвесторами. Первая часть парка открыта публике с 2009 года и представляет собой длинный проспект, хоть и без деревьев, но хорошо озелененный, где также можно присесть отдохнуть на скамейке. В Москве много мест, которые никак не обретут свою вторую жизнь. Но есть ли у них шансы на «второе дыхание»? И каково может быть их будущее потенциальное предназначение? Архитектор Ирина Ильина проинформировала нас о состоянии некоторых заброшенных зданий Москвы и дала экспертную оценку возможности приобретения второй жизни этих строений. р-н Ховрино, м. «Речной вокзал» О строении: строительство комплекса из двух корпусов (предполагались: больница, офтальмологический центр, морг и крематорий) было начато в 1980 году, но на финальной стадии в 1985 году было брошено. Причины остановки строительства/эксплуатации: по разным данным причинами могли стать – неправильное расположение (на месте забетонированного болота, на «плывуне», что способствовало «утопанию» в землю по одному метру в год), а также отсутствие денежных средств. Реконструкция: необычное здание для советской архитектуры (план строения схож со знаком biohazard (знак биологической опасности), что являлось результатом поиска новых строительных решений в эпоху конструктивизма-рационализма), планировалось реконструировать еще в 2004 году, что по результатам экспертизы было вполне реализуемо. Но до настоящего момента работы так и не начались. Ввиду специфики строения (палаты, кабинеты и т.п.) резко перепрофилировать здание вряд ли удастся, но варианты существуют: такая же больница, медицинский или реабилитационный центр, в крайнем случае - общественное здание, детский дом или школа. Однако, из-за долгого простоя в скором времени здание может ожидать только снос. Воробьевская набережная, м. «Воробьевы горы» О строении: Подъемник-эскалатор станции метро «Воробьевы горы» (прежнее название «Ленинские горы»), эксплуатировался по своему назначению до 1983 года, когда был закрыт на реконструкцию. Причины остановки строительства/эксплуатации: причиной отмены реконструкции было расположение подъемника в опасной оползневой зоне, и рассматривать его как стратегический элемент московского метрополитена не представляло возможности. Реконструкция: так как данный объект никогда не охранялся и не поддерживался в рабочем состоянии, сейчас он разрушен и частично затоплен. Несмотря на то, что подъемник являлся частью московского метрополитена, архитектурной ценности он за собой не несет. Однако варианты реконструкции существуют, может не столько полезные для использования, сколько эстетически облагораживающие: элемент ландшафтно-парковой архитектуры (лестница, павильон для отдыха, укрытие от непогоды), либо, если руины не будут демонтированы, они могут стать украшением парка в память о советской эпохе. улица Зои и Александра Космодемьянских, м. «Войковская» О строении: здание являлось обычным образовательным учреждением, однако несло историческую ценность – в этой школе учились Зоя и Александр Космодемьянские. Причины остановки строительства/эксплуатации: более десяти лет назад школа переехала в новое здание. Старое строение является памятником истории и охраняется государством, однако никакой архитектурной ценности не представляет. Реконструкция: все памятные вещи школы сейчас хранятся в музее, в новом здании. Старую школу планируется восстановить, сохранив профиль из уважения к истории, и открыть двери для учащихся уже в 2013 году, хотя работы пока еще не начаты. улица Автозаводская, м. «Автозаводская» О строении: типичный «советский пром» почти в центре Москвы представляет собой большой производственный комплекс цехов, разделенных улицами, и является типичным плодом промышленной архитектуры эпохи конструктивизма. Причины остановки строительства/эксплуатации: производство остановлено, но сохраняет свое рабочее, но уже морально устаревшее состояние. Реконструкция: подобные промышленные объекты в крупных городах сегодня являются излюбленными плацдармами для культурных центров и галерей. И это совершенно очевидно. Ведь реконструкция позволяет, не нанося вред первоначальному облику строения, обустроить помещения под выставочные пространства, избавляя при этом его от промышленных объектов. Но сегодня речи о превращении ЗИЛа в большое культурное сооружение пока что не идет, ибо на комплекс претендуют многие производственные компании России и зарубежья. Однако этот вариант все же идет вразрез с современными взглядами на размещение производства за пределами города. Недавний конкурс на проект развития промзоны выявил победителей, которые ориентировались на создание обширных прогулочных зон вдоль набережных, жилых и образовательных кластеров и развитие общественного транспорта. Осталось только дождаться реализации. Проспект Вернадского, дом 82, м. «Юго-Западная» О строении: необычное для 90-х годов строение задумывалось как крупнейший бизнес-центр Москвы площадью до 100 тысяч кв. м, который включал бы в себя: гостиничный комплекс, бассейн, кинотеатр, учебно-деловой центр. Причины остановки строительства/эксплуатации: причиной остановки строительства в 1995 году (на стадии 95% завершения) послужили финансовые проблемы итальянского правительства, на чьи деньги и возводился центр. А также юридические сложности, которые возникли при возбуждении уголовного дела по факту (якобы) незаконной приватизации здания Академией народного хозяйства. В 2007 году оно полностью перешло в федеральную собственность. Реконструкция: почти готовое здание, которое было бы архитектурным прорывом в свое время, сегодня изрядно «потрепано» из-за незавершенных строительных работ, но все же этому «кристаллу» планируют доделать «огранку», не изменяя первоначальной задумки. Экспертами здание оценивается в сумму 150-200 млн долларов, а стоимость достройки – 50 млн долларов. Оттягивать время можно еще 150 лет: столько, по мнению экспертов, здание способно простоять без дальнейшей реконструкции. Для редевелопмента любого сооружения, которое более не эксплуатируется или было когда-то не достроено, в первую очередь необходимо провести экспертизу объекта: выявить состояние конструкций и отделки. Далее выполнить проект реконструкции и оценить затраты. При положительном решении заказчика/инвестора проект реконструкции дорабатывается и отправляется на экспертизу. Параллельно совершаются все необходимые согласования в административных органах. И именно на этой стадии - экспертизы и согласования - начатые проекты и зависают. Шансы на вторую жизнь у заброшенных зданий и строек могут быть только в случае удачных решений всех подготовительных работ (а как правило у нас это очень долго происходит), а также, главное, если будет найден инвестор реконструкции.Опыт зарубежья
Взгляд архитектора
Ховринская больница
Подъемник на Воробьевых горах
Школа Зои и Александра Космодемьянских
Завод им. Лихачева (ЗИЛ)
Бизнес-центр «Зенит» (он же «Синий Зуб», «Кристалл», «Айсберг»)
Основные проблемы редевелопмента