Зимнее путешествие в Сочи, абсурдное и непредсказуемое

 

Cпрашивается, что делать в Сочи в декабре? Вообще говоря, если поездка не связана с работой или с личной необходимостью, объяснить, зачем тебе это, не так-то просто. Но я попробую.

 

Читавшие «Большую Телегу» Макса Фрая наверняка помнят про игру, которая так нравилась героям новелл. Но поскольку эта книга никак не входит (по мне — так зря, но люди все разные) в список обязательного чтения взрослого жителя мегаполиса, я вам кратко расскажу, в чем там дело. В момент начала игры надо оказаться рядом с вокзалом и под действием спонтанного импульса (собственно, с этого момента игра и стартует) подойти к расписанию. Дальше выбирается поезд, который отправляется через 15 минут (чтобы спокойно дойти до кассы, купить билет, выпить кофе и — кто курит — покурить), и ты едешь. По книжке, лучше выбирать тот город, из которого можно вернуться в тот же день, без ночевки, но кто заставляет следовать тексту буквально?

Я обычно играю по-другому. В общих чертах, я как раз тот человек, для которого (вроде, правда, пока в шутку) разрабатывают приложение, затрудняющее бронирование авиабилетов на страничках авиакомпаний и сайтах-агрегаторах с помощью уточняющих вопросов вроде «Вы действительно хотите это сделать»? Еще — с той же степенью достоверности — вроде бы собираются создать программу, блокирующую приобретение билетов в случае, если покупатель употреблял алкоголь. Полезная штука, но мне уж точно не надо ничего принимать для того, чтобы под действием внезапного импульса вдруг купить себе авиабилеты.

Но вернемся к Сочи. Что, спрашивается, делать там зимой? Вообще-то, можно стартануть оттуда в Абхазию, к мандаринам, домашнему вину, вкусной, здоровой и очень недорогой пище, теплому для зимы морю, зеленой травке и весенним, вроде бы, цветам. Так я и сделала в прошлом году, но это была совсем другая история.

Тут самое время остановиться и не обижать Сочи: в любом городе и в любое время, в принципе, есть что делать. Вопрос правильнее поставить так: зачем приезжать в Сочи в декабре? Потому что в тот момент ехать я, кажется, уже решила…

Если поездка не 100% релаксационная, мне нужна дополнительная цель. Например, посмотреть, как Сочи готовится в Олимпиаде. Впрочем, с поездкой на олимпийские стройки я пролетела — это стало ясно довольно скоро. Ближайший пресс-тур (а я написала, кажется, во все организации, которые предоставляют доступ на олимпийские объекты) планировался месяца через два, а чтобы просто попасть на объекты, пропуск заказывается (как я выяснила, когда билеты уже были куплены) за несколько дней. Ну, не беда: город, к счастью, не закрытый — посмотрю на то, что можно. В конце концов, Сочи активно строится, а застройщики не против показать свои объекты.

Получается, у спонтанной поездки сразу несколько целей: получить впечатления, посмотреть, что строится и — отдельно — побыть у моря.

Впечатления…

…начались еще в полете. «Через несколько минут мы совершим посадку в аэропорту Краснодара. Погода в Краснодаре отличная…» Подождите, какой Краснодар? Конечно, я и там найду, чем заняться, но все-таки... Но стюардессы уже успокаивают тех, кому принципиален конечный пункт поездки: «Сочи, Сочи, не волнуйтесь…»

Следующий шаг — сообразить, как добираться до гостиницы. На этом этапе я успеваю выяснить, что:

• Если переждать минут 20 на втором этаже аэропорта (где кафешки, банкоматы и бесплатный Wi-Fi), то агрессивные таксисты, от которых, казалось бы, не отобьешься, куда-то испарятся. Если цель — спокойно пройти к автобусам, это идеальный вариант снять осаду. А вот если ты не знаешь, когда придет нужный автобус, да и вообще, какой автобус тебе нужен (то есть мой случай), таксистов будешь разыскивать сам по всему аэропорту.
• Моя гостиница — это не та, которую я бронировала. В той отключили электричество, поэтому жить я буду в другом месте. К радости моей выяснилось, что отель-замена хоть и скромен, но дороже в полтора раза (не для меня) и выше классом, чем забронированный.

Правда, находится он все равно где-то во тьме, поесть в 22:00 там уже нельзя (хотя в лобби распивают и закусывают сурового вида кавказские мужчины), а на вопрос: «А где море?» таксист показывает на далекий фонарик, но отвезти туда «на минутку» отказывается как-то неловко, но решительно.

Я предпринимаю еще одну попытку — выхожу за продуктами, иду, как объяснили, и в какой-то момент чувствую, что пора переходить на бег: темно, пусто, какие-то фуры; изредка встречаются суровые мужчины абсолютно потустороннего вида. В общем, к магазинам приближаюсь легкой рысью. Внутри — за лентами полиэтилена, заменяющими дверь (зимой!), — оазис спокойствия и стабильности, еда — наконец-то! — и низкие цены. Спрашиваю у девушки за кассой, как пройти к морю. «А вы что, одна тут?.. Ой, вы что, не надо вам сейчас к морю, тут все строится, столько гастарбайтеров…» Обратный путь прохожу спортивным шагом.

Зато утром я вижу его с балкона — море, одинаково прекрасное в любое время года просто по своей сущности. А еще горы, пестрые, желто-красно-зеленые от листвы.

Пора ехать на просмотр элитного дома — я договорилась об этом еще в Москве, и мне очень интересно, что же строится, за какие деньги и для кого.

Что строится

Но, конечно, если просто так приехать, без приключений, это буду уже не я. Я живу в Адлере, а мне надо в сторону Сочи, не доезжая до города. Разумеется, я не знаю, как выглядят ориентиры и как мне узнать остановку, на которой выходить. Но есть же люди! Кстати, совершенно замечательные, доброжелательные и готовые помочь. Конечно, лучше обратиться к водителю: он же знает дорогу. Правда, чуть позже, а пока я лучше посмотрю на море — мы едем вдоль моря… 

Очнулась я уже в явном и недвусмысленном Сочи. Благо, запас времени есть — сейчас сяду на обратную маршрутку и вернусь на место назначения. Водитель клятвенно обещает высадить меня на нужной остановке — отлично, спасибо огромное! Первые подозрения закрались в душу только в Хосте. «Кажется, мы проехали?» — «А, да, правда, забыл».

В третий раз я все-таки была умнее. Провела трехсторонние телефонные переговоры с представителем организаторов и девушкой из маршрутки, чтобы меня все-таки высадили там, где надо. И — ура! — я на месте и даже не опоздала.

Теперь понятно, почему я не заметила нужный объект — а это ведь многоэтажный дом, возвышающийся над морем! — и три раза проехала мимо. Все дело в окружающем дом «шанхае»: при невеликом в среднем количестве этажей эта среда так агрессивна, что заслоняет собой все. На самом деле это проблема: даже если строить красиво, результат, во-первых, затеряется на фоне полутрущоб-полудомов-культуры-70-х-годов-20-века.

А во-вторых, вид из окон (все они не могут быть обращены к морю, как-никак, у дома обычно 4 стены) — это все тот же «шанхай». Но вид на море, без преувеличения, великолепен! Панорамный лифт, который проносится вверх-вниз, выше всяких похвал. И вообще «Королевский парк» показался мне классным проектом. Если не выглядывать за пределы территории ЖК в той части, где не море, а все остальное. Кроме того, несколько смутила цена в 15-20 млн руб. за квартиру без отделки. Хотя сам дом, повторюсь, оставил сильное и хорошее впечатление.

Хочется верить, что окружение подтянется. Но, если честно, не верится: слишком силен контраст со внешней средой. Стоящая в пробках дорога, разномастные дома, домишки, санатории, лачуги, сараи. А тут еще и дождь пошел…

Впрочем, настроение это испортить никак не могло, тем более что рядом все время было…

Море

На море я сходила еще утром — вместо завтрака. Теперь понятно, почему таксист меня не повез: здешний берег — не набережная, куда можно подъехать. А еще вдоль моря идет железная дорога. Но уж при свете дня меня точно не остановить, так что я выбираюсь на берег, нахожу маленький пляж, заваленный камнями, и набираю за 5 минут полсумки ракушек. Я выложу их из сумки только в Москве, да и то не сразу.

Вдоль моря я ездила туда-обратно за эти пару дней раз 10 как минимум. Я видела море из окна маршрутки утром, днем и вечером (темно было, как ночью). В какой-то момент я даже начала ориентироваться и понимать, куда я еду. Во всяком случае понимать в достаточной мере для того, чтобы вовремя спросить у пассажиров, где мне выходить — и узнать, что я села не на тот номер и выходить надо прямо сейчас, пока не поздно. В последней по счету маршрутке мы ехали в чернильной темноте, уже не видя моря, а сидящая на переднем сиденье пьяненькая украинская тетушка веселила весь салон зажигательными репликами. Когда я выходила, она перешла к новостям культуры.

«А у Киркорова-то дочка родилась!!! Я так плакала…» «Что, сына ждали?» — не выдерживает водитель.

Я выхожу, полубегом добираюсь до своего отеля, даже не пытаясь зайти попрощаться с морем. После захода солнца чужие здесь не ходят.

Утром такси за деньги, сопоставимые с ценой авиабилета, везет меня на вокзал. Сегодня солнечный день, и это обстоятельство меняет восприятие полностью. Уже не поздняя осень (сначала я оценила обстановку как октябрьскую), а в лучшем случае третья неделя сентября. Тепло, зелено, а море сверкает параллельно дороге так, что кажется: вода не холоднее 20 градусов, а не 10, как на самом деле. «Шанхай» не раздражает, да его вообще не видно за союзом моря и солнца (при поддержке гор и зелени). Вот бы сейчас покататься на том лифте! Но меня ждет поезд. И я не жалею, что успела на него, когда понимаю, что мы едем по той самой железной дороге, которая идет вдоль побережья.

Пара часов у окна поезда — и я уже чувствую себя пассажиркой вагона из «Унесенных призраками». До вечера я проеду сквозь несколько сезонов. От ранней осени с ее ярким солнцем и первыми красно-желтыми листьями на зеленом фоне через первые похолодания в предгорьях, когда заснеженные вершины только-только появляются в поле зрения, к зиме, когда дорога поднимается выше и приближается к этим самым вершинам. Обыденная для теплой зимы картинка — серость, ровный горизонт, полутьма — включается ближе к Краснодару. Хорошо, что мы все-таки не сели в Краснодаре, думаю я.

Это путешествие, которое я заранее не представляла себе никак, получилось. Я прожила массу впечатлений, увидела и оценила «Королевский парк» и, что само по себе оправдывает всю поездку, провела двое суток рядом с морем. Вот, оказывается, сколько причин есть для того, чтобы поехать в Сочи в декабре.

P. S. Да, я честно расспрашивала всех, с кем разговаривала, об олимпийских стройках, будучи уверенной, что наверняка есть возможность смягчить пропускной режим или в крайнем случае посмотреть на стройки из-за забора. Может, так совпало, но в один голос все мои собеседники убеждали меня, что смотреть там нечего: стройка и стройка, грязь одна. И даже таксист, который (в силу цеховой принадлежности) не мог не сказать, что, конечно же, на машине туда подъехать и посмотреть можно, добавил: «Хотя смотреть, по-моему, пока особо и не на что». В общем, эту цель я приберегу на будущее.

 

sob.ru