Каждый из нас мечтает жить в красивом городе. Нам нравится, когда вокруг — парки, скверы, когда архитектура радует глаз. Но на вкус и цвет не всегда есть товарищ, отсюда и двоякое отношение к современному уличному искусству — граффити и стикер-арту. Многие из нас считают, что это уродует улицы, но молодое поколение с этим не согласно. Так что же это на самом деле? И как с этим жить?
Сперва появилось граффити. Понятно, что наскальная роспись существовала и в древние времена, но все-таки современное уличное художество имеет свой собственный характер, будучи связано с хип-хопом, рок-н-роллом, панк-роком. Оно возникло в начале XX века в Нью-Йорке, сначала в товарных вагонах и переходах, затем — в метро и на улицах. Граффити до сих пор популярно по всему миру. Существует много стилей и видов граффити, посвященные люди в них хорошо разбираются. Например, самый распространенный вид — тегирование: изображение личной подписи художника. Самым сложным является вилд-стайл, которым владеют лишь самые продвинутые райтеры.
В 1980 году появилось трафаретное граффити, здесь рисунок появлялся на свет при использовании трафарета. Эта техника стала популярна благодаря быстроте исполнения. По-другому этот вид уличного искусства называют стенсилом.
Сейчас популярен стикер-арт. В этом случае используются заранее приготовленные наклейки, которые просто крепятся на поверхность. Также появился и набирает популярность ярн-бомбинг — украшение улиц разноцветными вязаными и трикотажными тканями или предметами.
Уличное искусство — это своеобразное самовыражение молодежи, их форма протеста. Как известно, во все времена молодое поколение противопоставляло себя более старшим членам общества. Проблема отцов и детей вечна. Однако уличное искусство — это не пирсинг на собственном теле и не быстрая езда на мотоцикле... оно не ограничивается личным пространством своего создателя. Иногда это похоже на вандализм.
Понятно, что не все места современных городов являются средоточием архитектурных шедевров, однако слишком часто уличные художники заполняют своими работами любое пространство, что в принципе недопустимо. Чтобы увидеть граффити, не надо идти в музей или галерею, достаточно просто пройти по улицам. Эти полотна доступны всем. Никто особенно не возражает, когда граффити появляется на заборе вдоль железнодорожного полотна или на заброшенном доме, однако в основном в большинстве стран мира нанесение рисунка или текста на чью-либо собственность без разрешения владельца является вандализмом и карается по закону.
Особенно жесткие меры против уличных художников применяются в США. Во-первых, граффити повсеместно уничтожаются. Так, управление городского транспорта взяло на вооружение химические растворы, которые бесследно растворяют краску. Во-вторых, ужесточились карательные меры: существует запрет на продажу аэрозольной краски лицам до 18 лет. Закон требует от продавцов держать аэрозольные краски в таком месте, чтобы они были недоступны для магазинных воров. Также по закону лицам младше 21 года запрещено иметь при себе начатые «инструменты для граффити». Кроме того, в Нью-Йорке есть специальные подразделения полиции по борьбе с уличными «художниками», которые выплачивают вознаграждения за полезную информацию.
В Европе также ведут борьбу с граффити. В сентябре 2006 года Европейский парламент поставил вопрос о необходимости создания Европейской комиссией новых законов, касающихся городской среды. Целью этих законов должно стать предотвращение и ограничение грязи, мусора, граффити, экскрементов животных и т. п.
Наряду с общеевропейским законодательством, почти каждая страна принимает свои меры по решению этого вопроса. В Англии в 2003 году был принят закон об антисоциальном поведении. Согласно этому закону британские городские советы имеют право принимать меры против владельцев испорченного имущества. Обычно это применяется в отношении владельцев зданий, которые не убирают граффити со стен своей собственности. А в 2004 году 123 члена Британского парламента подписали хартию, которая гласила: «Граффити — не искусство, граффити — преступление. От лица моих избирателей я сделаю все, что в моих силах, чтобы избавить наше сообщество от этой проблемы».
В Германии с 2005 года нанесение граффити на стену приравнивается к ее повреждению, и за это преступление можно получить тюремное заключение до трех лет.
В Чехии мэрия Праги приняла решение окрашивать дома особой краской, с такой поверхности граффити будет легко смываться.
Строгие законы против граффити приняты в Австралии. Они предполагают выплату штрафа до 26 тыс. австралийских долларов и два года тюремного заключения.
В Новой Зеландии с 2008 года граффити расценивается как преступление, связанное с вторжением и нанесением вреда общественному и частному имуществу. Поэтому здесь также существует запрет на продажу аэрозольной краски лицам до 18 лет, штрафные санкции и длительный срок общественных работ.
В Сингапуре уличное художество приравнивается к вандализму, а по закону за это грозит штраф, тюремное заключение, а также наказание ударами палки.
Однако жесткие законы не справляются с граффити. Так, например, в Париже нет ни одного района, где бы не было произведений этого «искусства», Прага также вся исписана. Поэтому одним кнутом здесь не справиться, нужен и пряник. В качестве пряника стали выделяться целые зоны, где граффитисты имеют право рисовать. Обычно это тоннели, парковки, глухие стены. Некоторые райтеры считают, что такое граффити уже не является протестом и теряет свой дух, другие же считают, что это способствует созданию более достойных произведений, так как «художник» не боится быть пойманным и никуда не торопится.
В России первые произведения в жанре граффити появились в 80-е годы прошлого века, массовый же характер явление приобрело в 90-е. Рисовать что угодно и где угодно противозаконно и в нашей стране. Официально уличным «мастерам» может грозить три статьи: вандализм, умышленное уничтожение или повреждение имущества и уничтожение памятников истории и культуры. Однако у нас есть и легальное граффити: оформление клуба, участие в конкурсе граффити или покраска гаража с разрешения его владельца. Чемпионаты, соревнования и фестивали по граффити в нашей стране распространены, к ним растет интерес, и их число с каждым годом увеличивается.
В Москве, например, префектуры разных округов выделяют специальные объекты для росписи граффитистам. Как будут выглядеть объекты, придумывают «художники», но эскиз надо согласовывать с управой. Так, в ближайшее время в ЮВАО планируется выделить стену жилого дома и семь нежилых объектов. На данный момент в Кузьминках легально расписано 15 гаражей и один тепловой пункт, абсолютно законно расписан и 110-метровый забор Казанского вокзала вдоль железной дороги, и коммуникационные строения на улице Кадырова в Бутово. Граффити неплохо украшает окраины столицы, можно даже на экскурсию ходить. Так, недалеко от метро «Бабушкинская» есть район, расписанный по совместному проекту российских и голландских художников. Эти дома находятся между Изумрудной улицей и Янтарным проездом.
Граффити постоянно претерпевает изменения, меняется и отношение к нему. И если оно не вступает в конфликт с законом и мастерски сделано, то вполне неплохо разнообразит серую среду мегаполисов. Например, в Праге стена Джона Леннона стала уже достопримечательностью, а когда-то была просто стеной. Следует также заметить, что эта стена принадлежит рыцарям Мальтийского ордена, которые давно разрешили ее расписать.
Париж же по праву является музеем под открытым небом. И дело не только в количестве памятников, дело во всевозможных формах уличного искусства. Иногда уличное искусство приобретает вполне достойные формы. На улицах французской столицы можно встретить работы, подписанные Miss.Tic. Эта художница рисует не только на стенах домов, ее картины и гравюры неплохо продаются. Мисс Тик также работала с такими известными домами мод, как Longchamps и LouisVuitton. Ее трафаретные работы известны всему Парижу.
Некоторые работы уличных художников, без преувеличения, достойны места в музее. Кажется, что уличное искусство невозможно перенести в музейные залы. Однако нет ничего невозможного в современном мире. Для этого некоторые работы переносят на холсты. Сначала организовывались выставки в галереях FashionModa Стефана Эйнса, FunGallery Пети Астор, Gasgallery, 51x, SidneyJanis и ESSES studio. Благодаря этим выставкам мир узнал имена Жана-Мишеля Баскиа и Кейт Харинга. Потом некоторые работы стали музейными экспонатами в Британском музее, музее Метрополитен, Нью-Йоркском музее современного искусства, Музее современного искусства в Чикаго. В нашей стране в 2006 году прошла первая акция «Стрит-арт», после чего фонды Третьяковской галереи пополнились рядом десятиметровых холстов с работами российских уличных художников.
Лучшие работы граффитистов издаются в альбомах и книгах. Особенно ценится издание Graffiti world, где можно узнать об основных направлениях, ответвлениях и тенденциях граффити. Уличное искусство перестает быть подпольным. Остается надеяться, что со временем оно станет искусством и не будет в своем массовом проявлении напоминать вандализм.