Нелегальное гостеприимство: плюсы и минусы гостиниц без вывески

Понятие «частная гостиница» в российском менталитете давно и прочно связано с черноморскими курортами, знакомыми с детства. Действительно, нет населенного пункта от Анапы до Адлера, где не предложат «номер» — обычную комнату в жилом доме.

Советское прошлое

В этих отелях редко спрашивают паспорт — готовность расплатиться наличными в первый день заезда намного актуальнее. Уборка номеров, замена белья и полотенец только за дополнительную плату. Иногда клиентам приходится мириться с определенным укладом быта. Не шуметь после двенадцати. Не жечь ночью свет и принимать душ в строго определенные часы. Не обращать внимания на злобный собачий лай. 

Недостатков может быть много, но частные отели остаются весьма востребованными. Причина в цене: как правило, она в 1,5-2 раза ниже, чем в официально зарегистрированной гостинице. Есть и совсем бюджетные варианты, которые обойдутся в 3-5 раз дешевле. Правда, все, что получает в данном случае турист, ограничивается кроватью с тумбочкой, покосившимся шкафом и очередью из обитателей 20 подобных комнат в душевую.

Непростое соседство

На побережье частный сектор и официальный гостиничный бизнес сосуществуют уже многие десятилетия. Вот только соседство это мирным назвать нельзя.

Руководство крупных отелей считает, что частники забирают у них клиентов. С советских времен здесь остались огромные комплексы пансионатов. Например, в знаменитом Курортном городке Адлерского района города Сочи одновременно можно разместить до 8000 человек. Даже летом там не всегда наблюдается полная загрузка, что уж говорить о межсезонье, в то время как в ближайших частных гостиницах — аншлаг. 

Регистрировать свой бизнес владельцы таких номеров не планируют: их страшит налоговое бремя. Небольшой номерной фонд, короткий высокий сезон (всего два месяца — июль-август), значительные коммунальные тарифы — все это сводит готовность делиться с государством к нулевым показателям. 

Нарушаем?

Беседую с владельцем частного отеля, пожелавшим остаться анонимным:

— С чем, на ваш взгляд, связано упорное нежелание владельцев частного гостиничного фонда выходить из тени? 

— По российскому законодательству, для мини-отелей никаких налоговых льгот не предусмотрено. То есть, если у меня 5 номеров, я плачу те же налоги, что и соседний пансионат, где 500 номеров. Максимум, что можно сделать, — перейти на упрощенную систему налогообложения. Кроме того, отдыхающие на курорте расходуют много воды, электричества. Платить за все это по коммерческим тарифам совсем не хочется.

— Вы не боитесь штрафов за осуществление незаконной предпринимательской деятельности?

— Лучше один раз за лето заплатить 20 тысяч (за уклонение от постановки на учет в налоговой инспекции физическому лицу грозит штраф в размере 10% от полученных доходов, но не менее 20 тыс. руб. — Прим. авт.), чем потерять гораздо больше, переводя номера в нежилой фонд. Если бы наши гостиницы располагались в отдельно стоящих зданиях, это было бы легче: меньше требований. Но большинство частных гостиниц на побережье — дома, в которых живет вся семья владельцев. Возводить отдельные апартаменты для многих не по карману, и дело не только в стоимости строительства: здесь очень дорогая земля. Иногда выгоднее продать 1-2 сотки, чем много лет развивать бизнес.

А вот что думает Михаил М., турист, проживающий в отеле без вывески:

— Мне все равно, есть ли у хозяев документы или нет, лишь бы номер был дешевле. У меня нет высоких требований к обстановке, я вполне обхожусь минимумом услуг. Предпочитаю сэкономить деньги на размещении и потратить их на развлечения. 

Еще в 50-е годы прошлого века местные жители стремились добавить стопку рублей к зарплате и активно сдавали комнаты. Маленькие «отсеки» с железной кроватью обходились отдыхающим в 30 копеек за сутки размещения, более комфортабельные и просторные комнаты стоили рубль. Сейчас на побережье самое дешевое жилье сложно найти дешевле 200 руб. в сутки, а помещение в стиле «евростандарт», с санузлом и небольшой прихожей, сдается за 1200-2000 руб. 

А как у них?

Надо сказать, на Западе проблема нелегального гостиничного бизнеса имеет значительно меньшие масштабы. Процедура регистрации бизнеса максимально упрощена. Можно зарегистрировать хоть микрогостиницу — в один номер — в своем доме или квартире и официально стать предпринимателем. Все прилагающиеся к этому атрибуты: вывеска, неограниченные рекламные возможности (частники обычно обходятся табличкой «сдаются номера») и прочный официальный статус — в распоряжении владельца.

Реалии и тенденции

В России нельзя осуществлять коммерческую деятельность в жилом помещении. Собственники вынуждены совершать нелегкий выбор: или  переводить свое недвижимое имущество в коммерческий фонд (зачастую долго и сложно), или осуществлять рентную деятельность нелегально, не имея возможности организовать качественный PR, отдавая изрядную часть дохода таксистам за привоз клиентов (эта сумма достигает 50% от стоимости проживания). 

Никаких подвижек в этом вопросе нет. Как и десятилетия назад, на южном побережье стоят трехэтажные гостиницы без вывесок и документов. И имеют 90-100% загрузку в сезон. 

Более того, тенденция открывать частные отели распространяется по всей России. Особенно популярны они вблизи больших городов: Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода.

Все популярнее становится покупка земли и строительство коттеджа на 4-8 комнат или нескольких небольших однокомнатных домиков для сдачи в аренду. 

Многокомнатные загородные дома хороши для всевозможных молодежных вечеринок, празднования Нового года. Домики с удовольствием выбирают пары, желающие провести уик-энд в романтической обстановке.

Условия для развития частного гостиничного сектора весьма благоприятные. Жители современных мегаполисов изголодались по свежему воздуху, природе, фермерским продуктам. Дачи есть у старшего поколения, а для молодых, приехавших в юности в большой город, пределом мечтаний является выплата ипотеки за 1-2-комнатную квартиру. О земле и доме в области уже не приходится думать. Поэтому загородные частные отели очень востребованы, и это восходящая тенденция.

А как обстоят дела у собственников официально зарегистрированных гостиниц? Свежие данные за III квартал 2011 года приводятся в обзоре рынка гостиниц — Hospitality Market Overview от Cushman & Wakefield.

Москва

С начала 2010 года на гостиничном рынке Москвы наблюдается рост показателя RevPAR (доходность на номер) на 11%. Это происходит благодаря увеличению загрузки на 5% и ADR (средний тариф) на 6%. 

Санкт-Петербург

Гостиничный рынок северной столицы продолжает быстрыми темпами восстанавливаться после кризиса: RevPAR в III квартале 2011 года вырос на 10% по сравнению с прошлым годом. Это произошло в результате увеличения загрузки и ADR (средняя стоимость номера) на 6% и 4% соответственно. 

Регионы

В регионах наблюдается положительная динамика роста показателей по сравнению с прошлым годом: RevPAR в гостиницах международного качества средней ценовой категории вырос на 20%, в основном за счет роста загрузки.

Преимущественно речь в отчете идет о гостиницах нового, постсоветского времени. Их доходность растет с каждым годом. 

Что касается частного гостиничного сектора, о его показателях можно только догадываться. Очевидно одно: традиционное занятие жителей Черноморского побережья становится популярным по всей стране. Собственники считают вложение финансов в рентную недвижимость, позиционируемую как мини-отель или база отдыха, перспективным решением с учетом социальных и экономических реалий: готовности граждан не обращать внимания на экономический статус гостиниц, высоких налоговых ставок для владельцев мини-отелей, недоступности для многих загородной и курортной недвижимости.

В последнее время наблюдается явное разделение предпочтений — частный сектор или новый гостиничный фонд, функционирующий по европейским стандартам, — в зависимости от социальной группы клиентов.

Люди с высокими доходами получили возможность останавливаться в номерах высокого класса, где они могут быть уверены в своем комфорте и безопасности. Однако и для граждан со скромным достатком выбор частных предложений для проживания с каждым годом все шире. Можно предположить, что эта тенденция к диверсификации российского отельного фонда будет лишь усиливаться.

sob.ru