Все изменится?
Сейчас городские власти обещают нам развитую велоинфраструктуру к 2016 году: сеть парковок, новые веломаршруты, специальные общедоступные велосипедные карты города. Существует проект программы «Развитие транспортной системы Москвы на 2012-2016 годы», согласно которому велопарковки появятся у станций метро, у железнодорожных и автовокзалов, рядом с объектами социальной инфраструктуры, учебными заведениями и местами отдыха. Кроме того, в период с 2010 по 2016 год планируется создать около 73 км велодорожек, в том числе двухполосные со встречным движением; велопешеходные; велодорожки на проезжей части с односторонним движением. Уличные стенды вдоль велодорожек предполагается оснастить специальными картами для велосипедистов, где будут указываться скоростные маршруты. Помимо этих карт, город разработает еще и интерактивную карту, совместимую с мобильными устройствами.
Как итог, к 2016 году предполагается довести число парковочных мест для велосипедов до 17 тыс. Для сравнения: сейчас велосипеды есть примерно у 3 млн москвичей, при этом пользуются таким способом перемещения по городу меньше одной сотой велосипедовладельцев (менее 30 тыс. человек). Введение дополнительных 17 тыс. мест для парковки, соответственно, даст возможность увеличить эту цифру как минимум в полтора раза. А скорее всего, еще заметнее, потому что сейчас мест для парковки велосипедов куда меньше, чем количество велосипедистов; так что и рост будет больше, чем полуторный.
Откровенно говоря, на фоне «загнивающего Запада» это увеличение будет незаметным (к примеру, в США четверть населения передвигается по городу на велосипедах, в Японии – порядка 15%, в ряде европейских стран – примерно 40%, в Китае – более 75%; у нас же речь идет хорошо если о 5% жителей столицы, в провинции показатели в среднем не выше). Возможно, однако, что в масштабах отдельно взятого города изменения все же окажутся ощутимы, и Москва перестанет со временем быть городом, недружелюбным к велосипедистам.
Тем более что, согласно одному из опросов, принципиальную готовность ездить на велосипеде на работу высказали 43% москвичей.
Да, ну а пока…
Пока же велосипедисты и сочувствующие решают свои проблемы самостоятельно. В принципе, организация может заказать себе велопарковку (минимальная стоимость будет даже меньше 5000 руб.). Из гуманистических и градолюбивых соображений размещением парковок в оживленных и тусовочных местах города занимаются, например, телеканал «Дождь» и журнал «Большой Город». Одним словом, до тех пор, пока за реализацию соответствующих городских программ не возьмутся со всей серьезностью, инициатива будет исходить с мест.
К сожалению, при всем удобстве и общей приятности облика, такие частные неохраняемые велопарковки не гарантируют безопасности транспортных средств: украсть велосипед с парковки технически не труднее, чем откуда бы то ни было еще. Разве что выбор для злоумышленников больше, когда множество велосипедов припарковано вместе. В лучшем случае, если парковка находится под камерой наблюдения, можно отследить время угона и внешний вид похитителя. Охранники заведений, рядом с которыми размещаются парковки, в массе своей предпочитают дистанцироваться от наблюдения за велосипедами, как от не входящего в их обязанности.
Классика жанра — хранение велосипеда в подъезде либо в квартире. Не хочется никого расстраивать, но из подъездов, даже оборудованных дополнительной дверью на лестничной клетке и снабженных круглосуточными консьержами, велосипеды тоже воруют. Хотя, конечно, хранить велосипед в доме все-таки куда безопаснее, чем на улице.
Правда, в этом случае залогом безопасности будет соблюдение правил хранения. Иначе, если оставить велосипед на всю зиму на незастекленном балконе, велосипедных воров летом, конечно, можно не бояться; но и ездить вряд ли получится.
Элементарные правила домашнего хранения велосипедов, о которых нужно знать, примерно таковы:
- Нежелательно воздействие как прямых солнечных лучей, так и влаги;
- Вредны перепады температуры;
- Неметаллические и эластичные части велосипеда следует хранить при положительной температуре.
Резюме: для длительного хранения — не ближе метра к обогревательным приборам, сухое, теплое (но без резких колебаний температуры), вентилируемое и желательно темное помещение. Либо, если в квартире дефицит теплого, темного и сухого пространства, можно отвести минимум его на хранение колес, а сам велосипед, герметично упаковав, можно отправлять на балкон. Либо выбрать такую модель, которая компактно складывается и прячется в стенной шкаф. Дорого, но, как говорится, профит!