
Первыми в 2011 году будут введены в строй давно обещанные станции на юго-востоке Москвы – Зябликово, Шипиловская, Братеево. По словам главного архитектора, они уже практически построены – правда, еще по старым проектам. Также построят собственный выход со станции «Сретенский бульвар» – до того момента станция будет являться единственной «безвыходной» (пока что выбраться из нее можно только через «Чистые пруды» и «Тургеневскую»).
В следующем году ожидается введение в эксплуатацию станции «Новокосино». Она уже будет возведена по новому проекту – это как раз то, что на скорую руку назвали по поручению мэра Сергея Собянина «типовым», то есть более дешевым и быстровозводимым. Что, однако, не означает, что все типовые станции будут одинаковыми внешне (то есть это не то типовое строительство метро, примеры которого можно видеть на станциях Калужско-Рижской, Филевской, Таганско-Краснопресненской линий по мере их удаления от кольцевой).
По словам Николая Шумакова, удешевление строительства новых станций будет достигнуто не за счет экономии на отделке (ее доля в общих затратах и так составляет всего 1,5-2%), а за счет именно быстрого возведения. Правда, по типу метросооружения все так же будут делиться на станции глубокого и мелкого заложения («мелкие» строить в два раза дешевле); по архитектурному типу – на сводчатые, колонные и пилонные. Пилонные, опять же, самые дешевые. Платформы на новых станциях будут иметь ширину 12 м; высота сводов – от 3,2 до 6 м (в зависимости от типа).
Что немаловажно, в новых проектах станций заложено не менее двух выходов (тогда как старые нормы разрешали строить один выход – к чему это приводит в часы пик, можно наблюдать, например, на «Бауманской» или на уже закрытой на ремонт станции «Парк Культуры» – кольцевая).
Средняя перспектива

Для ТПК разработан другой проект линии: два пути будут проходить не параллельно друг другу, а один над другим в тоннеле, соответственно, у станций будет по два вестибюля.
Несмотря на кажущуюся сложность, проектировщики обещают создать ТПК за 2 года.
Много озвучено среднесрочных планов по продлению существующих веток. Так, например, будущая Люблинско-Дмитровская ветка на севере прирастет «Лихоборами» и «Селигерской». «Речной вокзал» перестанет быть конечной Замоскворецкой линии – она будет продлена на север до ул. Дыбенко.
От «Парка Победы» синяя линия будет проложена до Новопеределкино. Планируется также продолжать строительство Калининской линии на восток, в район Руднево, а также продлить Таганско-Краснопресненскую ветку до Люберец.
Кроме того, строители не исключают в отдаленном будущем (скорее всего, после 2020 года), что легкое метро придет в Зеленоград. Кстати, пока метро там нет, Зеленоград остается районом-анклавом Москвы с самыми дешевыми квартирами.
Ждите повышения

«Сильнее всего повысятся в цене квартиры в районах за МКАД, где разница в стоимости предложений более существенная, – считает Варвара Пухонина, ведущий специалист по связям с общественностью ЗАО «Пересвет-Инвест». – Например, двухкомнатная квартира в панельном доме площадью 53 кв. м недалеко от метро «Выхино» и парка Кусково стоит 7,9 млн руб. Подобная квартира в Жулебино стоит 6,2 млн руб. То есть квартира в районе Выхино дороже Жулебино на 27%. Соответственно, и цены в данном районе с введением новой станции повысятся примерно на 20%, ведь проблема транспортной доступности будет решена».
В то же время, например, престижные районы, по которым «пройдет» Третий пересадочный контур метро (Выставочная, Полежаевская, Динамо), едва ли ощутят заметный рост цен на жилье.
Во-первых, метро там уже есть, а во-вторых, уточняет Андрей Глебов, покупателям жилья этого сегмента важны такие критерии, как окружение, престижность района, развитая социальная инфраструктура, наличие парковок и дорожных развязок. «Как следствие, наличие или отсутствие метрополитена не оказывает столь заметного воздействия на рост цен на недвижимость бизнес-класса в принципе. Тем более если метро в этом районе уже было», – уверен эксперт.

И безусловно, появление новых станций метрополитена в отдаленных районах хоть и скажется на цене квартир, но не на их «классности», в том числе и в сегменте аренды, уверена руководитель департамента городской недвижимости компании «НДВ-Недвижимость» Светлана Бирина. То есть скромная квартира экономкласса не будет преподноситься как «бизнес» только потому, что в шаговой доступности появилось метро.
Алевтина Максимова sob.ru