По Сеньке и шапка
Уж где-где, а в новых элитных комплексах такой проблемы, как нехватка машино-мест, просто не существует. Это все равно что вести разговор о нехватке мощности у двигателей Bugatti Veyron или Ferrari. И даже 1-2 места, предусмотренных на одну квартиру, и 3-4 на пентхаус незамедлительно выкупаются. Только в страшном сне может привидеться, что у человека, выложившего десяток-другой миллионов долларов за квартиру, вдруг не оказалось сотни тысяч на теплую крышу для своей машины. Да и никогда не рискнет он оставить свой «мерседес», «вольво» или другую дорогую иномарку во дворе. «Наиболее высокий уровень продаж отмечается в подземных паркингах объектов премиум-класса, – рассказывает Андрей Глебов, директор департамента продаж и маркетинга компании «Домус финанс». – Помимо удобства и безопасности, наличие собственного парковочного места для жителей таких домов является и наглядным показателем высокого статуса. Причем не редки случаи, когда собственники приобретают по два-три парковочных места на семью». При этом в подавляющем большинстве случаев парковочные места бронируются уже в процессе покупки квартиры, чтобы за один раз закончить со всеми договорами.
А вот в ЖК бизнес-класса, по наблюдениям Александра Зиминского, директора департамента продаж элитной недвижимости компании Penny Lane Realty, машино-места распродаются и сложнее, и дольше. И не сразу, как на элитных объектах, а после ремонта нового жилья или когда дом уже полностью заселен. В среднем на одну квартиру предусматривается и одно машино-место. Хотя их может быть и меньше, а может и больше. Так, в ЖК «Шуваловский» на 2544 квартиры приходится 1966 машино-мест, а в комплексе «Триумф Палас» на 987 квартир выделено 1330 машино-мест, в «Кутузовской Ривьере» – 752 квартиры и 800 машино-мест, а в «Доме на Мосфильмовской» на одну квартиру уже предусмотрено по 2 машино-места. Хотя никто не даст гарантии, что даже половина подземных парковок в среднем сегменте может быть сразу же реализована.
Нежелание «бизнесменов» обзаводиться машино-местами объясняется двумя причинами. Во-первых, даже собственники апартаментов все же не настолько богаты, чтобы спокойно расстаться с $40-80 тыс. Во-вторых, покупатели квартир со свободной планировкой, в обустройство которых необходимо вкладывать значительные средства, откладывают решение парковочного вопроса до окончания ремонта. Наконец, третья группа клиентов втайне надеется, что с огороженной и охраняемой территории дома угонщики вряд ли решатся на кражу автомобиля.
Что касается домов экономкласса, при которых также имеются как наземные, так и подземные паркинги, тут даже несмотря на то, что на три квартиры может быть лишь одно машино-место, раскупать их никто не спешит. Владельцы недорогого жилья в типовых домах предпочитают обзавестись тентом-ракушкой, или купить металлический гараж с рук. Самые богатые с помощью потребительских кредитов приобретают автоместа в «народных гаражах». Но большая часть новоселов и не помышляют о теплой стоянке, потому как обзавелись они квартирами в новых домах не на скопленные деньги, а путем альтернативных сделок. И несколько сот тысяч рублей для них довольно существенная сумма.
Но о каком бы классе жилых домов ни шла речь, а, по мнению Марии Литинецкой, генерального директора компании «Миэль-Новостройки», успешная реализация машино-мест как в подземных, так и на уличных парковках зависит не только от наличия средств в кармане, но и от многих других факторов: расположения ЖК, плотности застройки района, цен, наконец. Например, в ЖК «Волгоградский», который относится к экономклассу, при огромном числе квартир количество машино-мест остро ограничено. Тем более что и в микрорайоне ощущается острая нехватка наземных паркингов, не хватает гостевых стоянок и парковочных мест вблизи самого комплекса. Естественно, что уже за месяц до начала продаж жилья образовалась и очередь за машино-местами. Противоположный пример – ЖК бизнес-класса «Гранд-Парк», где на каждую квартиру приходится в среднем полтора места. Продажи квартир и машино-мест на стоянках ведутся уже несколько лет, тем не менее под землей парковочное пространство все еще не раскуплено.
«Высокая стоимость машино-мест в экономе действительно отпугивает многих покупателей, – соглашается Ольга Новикова, руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ-Недвижимость». – Да и наша практика показывает, что продажи увеличиваются только на заключительной стадии строительства, и еще больше – в момент ввода дома в эксплуатацию. Помнится, в микрорайоне «Царицыно», когда новостройка находилась в начальной стадии, раскупалось не более десятка машино-мест в месяц. А когда появилась крыша, показатель продаж подпрыгнул до 100 машино-мест».
Где-то густо, где-то пусто
До кризиса, когда зарплаты и доходы москвичей были высокими, машино-места в новостройках покупались впрок и с запасом. «Помнится, при продаже жилья в ЖК «Алые паруса», – заглядывает в прошлое Артем Кахановский, директор департамента жилой недвижимости АН Great reality, – некоторые владельцы квартир приобретали по 3-5 мест на подземной парковке. Одни с целью дальнейшей перепродажи, другие, как говорится, на перспективу для собственной семьи. Так вот, инвесторы теперь терпят убытки. В тех же «Алых парусах» один из собственников долгое время не мог продать свое жилье с двумя машино-местами. Покупатели готовы были приобрести только саму квартиру.
Хотя этот пример – скорее исключение из правил. Чаще случается, когда в элитном доме парковки в дефиците. И вместо 2-3 мест на квартиру в подземном паркинге элитного комплекса выделяется только одно. Особенно часто эта проблема выходит на первый план при строительстве жилья высшей категории в центре столицы. В элитном сегменте нормой считается наличие 2-3 машино-мест на одну квартиру. Но в новом доме по адресу Арбат, 31, владелец квартиры может рассчитывать только на одно машино-место».
Впрочем, многие жители центра Москвы остро ощущают нехватку машино-мест как в подземных, так и в наземных парковках. И наоборот, окраины столицы, где вырастают ЖК эконом-класса («Царицыно», «Мичурино», «Алексеево»), оборудуются и наземными, и подземными парковками. Свободной земли для них тут гораздо больше, чем в исторической части столицы. Впрочем, здесь существует другая, важная для застройщика проблема – нераспроданные машино-места. «Большинство владельцев недорогих квартир, если находится свободное место, попросту оставляют машину возле подъезда, – комментирует ситуацию Александр Зиминский, директор департамента продаж элитной недвижимости компании Penny Lane Realty. – Если такового не нашлось, бросают авто у соседнего дома. Только около 20% граждан готовы выложить необходимую сумму. И обычно это либо «народный гараж», либо платная охраняемая стоянка».
Оно и понятно: машино-место в «народном гараже» стоит 350 тыс. руб. Инвалидам первой и второй групп оно может быть предоставлено бесплатно или по льготной цене. Стоит заметить, что если в 2009 году на резервирование машино-мест льготным категориям граждан по программе «Народный гараж» было выделено 792 млн руб., то уже в 2010 году – 1 млрд 242 млн. Правда, рассчитывать на льготный гараж могут только москвичи.
Подземная парковка в домах экономкласса в 3-4 раза дороже «народной». Например, в ЖК «Бутово-Парк» цены находятся в пределах от 950 тыс. до 1,2 млн руб. В отдельно стоящем гаражном комплексе ЖК «Битцевский» от 550 тыс. до 1,5 млн руб., в зависимости от высоты уровня. Хотя есть жилые проекты, в которых поземные машино-места реализуются по сходным ценам. Если в среднем по городу стоимость машино-места в подземном паркинге варьируется от 1 млн до 1,5 млн руб., то в микрорайоне «Царицыно» им можно обзавестись и за 470 тыс. «Стоимость парковки зависит не только от класса дома, но и от количества квадратных метров, которые собирается получить в пользование автовладелец, – вносит существенную деталь Артем Кахановский. – Ведь для малолитражки хватит и 10 кв. м, а два джипа не уместятся и на 16, поэтому собственник квартиры приобретает не менее 24 стояночных квадратов». Если же говорить о средних ценах, то на парковках класса эконом их разброс составляет от 400 тыс. до 1,5 млн руб., в бизнесе от 1,2 до 2,5 млн, а в высшем жилом сегменте от 3 до 7,5 млн руб.
Маркетинговые хитрости
При реализации машино-мест застройщики используют самые разнообразные стимулирующие спрос инструменты. Это и беспроцентные рассрочки, и существенные скидки, когда, например, предлагается приобрести два машино-места по цене одного. Квадраты на автостоянке предоставляются и в качестве подарка, но, как правило, в тех случаях, если находится клиент на многокомнатную квартиру, что само по себе уже далеко не дешево. В свое время компания «Миэль-Новостройки» в ЖК «Гранд-Парк» проводила акцию, в рамках которой можно было приобрести машино-место в подземном паркинге со скидкой до 35%. А в январе этого года уже «НДВ-Недвижимость» расщедрилась и в микрорайоне «Царицыно» провела акцию, предоставляя покупателю квартиры машино-место в подарок. С февраля условия акции изменились, и теперь для всех желающих обзавестись личной парковкой предоставляется беспроцентная рассрочка с первоначальным взносом 30%.
Впрочем, изречение «Кто не успел, тот опоздал» является довольно условным. И если держать нос по ветру, а ушки на макушке, то в преддверии больших праздников можно рассчитывать на 10-15-процентную скидку при покупке машино-места. Излишки парковочных квадратов в ЖК эконом- и бизнес-класса всегда в наличии, и потому застройщик вынужден регулярно снижать цены, чтобы привлечь внимание покупателей к застоявшемуся на витрине товару.
Сергей Романов sob.ru