Квадраты по осени считают

И все же сезонные тенденции на московском рынке жилья выявить можно. Аналитики отмечают, что традиционное затишье приходится на период январских и майских праздников. А всплески быстрых распродаж прослеживаются во второй половине августа и в сентябре. В этот период реализация квадратных метров, как правило, увеличивается на 10-15%. Но на столько же она падает в январе и в мае.

Другой показательный момент заключается в том, что спрос по осени на дешевое жилье в два раза выше, чем на дорогое. Потребность в «однушках» и «двушках» в панельных домах на вторичном рынке с приходом сентября-октября увеличивается на 20-25%.
«Если в конце 90-х и в первую половину нулевых годов рынок городского жилья действительно имел ярко выраженную сезонность, – подытоживает Олег Самойлов, генеральный директор «РЕЛАЙТ-Недвижимость», – то сегодня влияние этого фактора не является основополагающим ни для первичного, ни для вторичного рынков. Да, москвичи уезжают на отдых, но это не говорит о том, что продажи и покупки недвижимости летом резко останавливаются, а осенью достигают максимума».
Погода, политика, экономика

Конечно, в большей степени это коснулось элитных объектов. Многие из потенциальных состоятельных покупателей, спасаясь от жары, вынуждены были покинуть и Москву и пределы страны и тем самым отложить поиск подходящего жилья до более благоприятных времен. «Тормознул», конечно, спрос и на квартиры экономкласса, но не настолько, как это произошло в премиум- и бизнес-секторах.
Высказывания или программные заявления политиков практически не влияют на решение продавцов и покупателей. Разве что если речь заходит об изменениях в земельном или жилищном законодательствах, допустим, в сфере налогообложения. Тогда объемы покупки квартир и домов могут как сокращаться, так и расти. «Осенью самой заметной новостью от госрегуляторов стал законопроект Минрегиона РФ об уточнении правового режима использования дачных и садовых участков, – приводит конкретный пример Юлия Севериненко, генеральный директор компании «ЗемАктив». – Однако этот документ хотя и вызвал у покупателей волнение и массу вопросов к девелоперам, но в итоге на динамику продаж и покупок существенного влияния не оказал».

«Рынок может реагировать не на какие-то высказывания и предположения политиков, а на их конкретные действия, – не сомневается в своих словах Ольга Новикова, руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ-Недвижимость». – Смена мэра в Москве заставила некоторых покупателей занять выжидательную позицию и не предпринимать никаких конкретных действий. Риэлторы многих компаний это хорошо заметили. Рынок также могут лихорадить новые законодательные акты или существенные поправки к уже имеющимся. Например, после внесения изменений к некоторым пунктам 214-ФЗ одни покупатели стали приверженцами проектов, которые основаны исключительно на договорах долевого участия. А другие, наоборот, испугались и отложили покупку квадратных метров у застройщиков, которые работают по другой схеме продаж».
«Все факторы, реально влияющие на объем сделок на городском рынке, можно разделить на две группы: объективные и субъективные, – резюмирует Олег Самойлов. – К объективным я бы отнес такой момент, как соотношение цены жилья и уровня реальных доходов населения. Сюда же стоит приплюсовать такие нюансы, как доступность и стоимость ипотечного кредитования: чем ниже процентная ставка по ипотеке, тем больше вероятность использования этого финансового инструмента. Субъективные факторы чаще всего носят иррациональный характер и лежат уже не в сфере экономики, а в области психологии. Даже практика показала, что найдется немного людей, способных выстоять под натиском рекламно-информационной кампании, всем способами вещающей «Покупайте сегодня, иначе завтра цены пойдут вверх!»
Собственно, такими способами и раскручиваются «ценовые маховики», и какие-то сезонные или политические факторы в этих случаях часто отходят на второй план.
Время покупать и продавать

Лето – также благоприятный период для покупки недвижимости, только с точки зрения не экономии, а минимальных рисков получить неликвидный товар. Особенно актуален этот вопрос для покупателей загородных домов. Осмотр участка, который находится под снегом, не дает адекватного о нем представления. И только весной новые хозяева смогут разглядеть, например, что участок находится в низине, перед дверью в дом постоянно скапливается талая и дождевая вода, а вместо обещанных живописных газонов – непролазная грязь.

Кстати, многие покупатели уже ориентируются на сезонный фактор. Риэлторами замечено, что осенью прошлого года клиенты только интересовались объектами недвижимости, неоднократно приезжали их осматривать, но с покупкой не спешили, «оттягивая» ее ближе ко времени новогодних скидок.
Сергей Романов sob.ru