Однако когда я позвонил по указанному на сайте телефону и сказал, что хочу приобрести квартиру в ЖК «Сетунь», то диспетчер быстро и без лишних вопросов переключил меня на отдел продаж «Дон-Строя», где мне объяснили, что продажи в данном жилом комплексе еще не начинались. Круг замкнулся.
Со второго звонка по указанному на сайте телефону удалось выяснить, что владельцы портала не более чем оптимизаторы интернет-проектов, не имеющие к риэлторской деятельности никакого отношения. Зато если набрать указанный номер телефона в поисковых системах, то «вылезает» еще несколько десятков ссылок на различные порталы, среди которых явно превалируют сайты известных жилых комплексов и коттеджных поселков.
Эти сайты предлагают квартиры в проектах «Миракс парк», «Триумф-Палас», «Итальянский квартал» и многих других. Ситуация получалась абсурдная. Оптимизаторы на общественных началах создают сайты жилых комплексов, пересылают застройщикам клиентов, а те, вместо благодарности, обвиняют их в мошенничестве. «Это явно не альтруизм, а вполне доходный бизнес, но я всего лишь наемный работник, – заметил мой телефонный собеседник, диспетчер Алексей. – Но тонкостей я не знаю, хотя самому интересно!»
Владелец сайта отказался встретиться с корреспондентом «Собственника» и рассказать о придуманной им бизнес-модели, поэтому пришлось обращаться к сторонним экспертам. «На создание подобного сайта у профессионала уйдет от 1 до 3 дней, а денежные затраты на продвижение и хостинг составят порядка $100 в год, – объясняет оптимизатор сайтов Константин Живенков, владелец новостного портала I-Thai.ru. – Зато, когда начнутся продажи, этот интернет-проект сможет приносить от $1000 в месяц».
При этом до начала продаж у таких сайтов не будет никаких конкурентов. Главная задача любого оптимизатора – вывести портал в топовые позиции «Яндекса», Google и других поисковых систем по словам-запросам. Например, для сайта какого-нибудь столичного риэлторского агентства идеальная ситуация, если по запросу пользователя «жилье в Москве» или «квартира в новостройке» его сайт окажется в первой десятке «Яндекса». От клиентов у агентства не будет отбоя. Но проблема в том, что желающих оказаться на самом верху этого рейтинга слишком много. Поэтому оптимизаторы, чтобы привлечь интернет-пользователей к нужному сайту, ищут более или менее популярные словосочетания, конкуренция на которые не очень высокая.
В нашем случае конкуренция на словосочетание «жилой комплекс «Сетунь», пока в данном проекте не открыты продажи, будет нулевой или близкой к нулю. В результате сайт может спокойно разместиться на топовых местах в рейтинге «Яндекса» и других поисковых систем по данному запросу, диспетчер будет безвозмездно переводить немногих интересующихся жилым комплексом застройщику, зато, когда квартиры начнут продаваться, то альтруизм оптимизатора закончится.
Сотрудничать оптимизатор может как с самим застройщиком, так и с риэлторским агентством, заключившим договор на продажу квартир в данном комплексе. Чтобы вывести свой сайт в топовые позиции, продавцам понадобится порядка трех месяцев.
Риэлторская комиссия, по словам генерального директора компании «Служба недвижимости» Павла Карасева, от продажи квартир в домах бизнес-класса составляет $10-15 тыс., и порядка 10% от этой суммы риэлторы готовы отдавать тому, кто приведет клиента. В среднем, по словам Живенкова, месячная посещаемость подобных сайтов составляет около 200-500 человек, и примерно один из 400 посетителей сайта становится покупателем квартиры. По грубым подсчетам: три месяца – три клиента, или порядка $30-45 тыс. дохода, который может уйти к другим продавцам. Лучше уж заключить договор с владельцем сайта. Вот только, замечает оптимизатор, схема «10% от суммы вознаграждения при продаже квартиры» возможна только при крайне доверительных отношениях между владельцем сайта и риэлтором.
Второй вариант – продать сайт риэлторскому агентству. Стоимость сделки может составить $3-10 тыс. Однако для риэлторов такая схема не очень удобна, так как, во-первых, им надо иметь на покупку свободные средства, во-вторых, отношения с застройщиком могут прерваться и деньги будут затрачены впустую.
Наиболее популярна схема, когда продавцы жилья просто оплачивают переадресованные им телефонные звонки – от $3 до $30 за звонок, в зависимости от элитности жилья. «В среднем такая схема приносит оптимизаторам от $1000 в месяц, а соорудить таких сайтов можно за месяц порядка десяти, – замечает Константин Живенков. – Главное — раскрутить риэлтора или застройщика на хорошие условия». Тем более что после кризиса новые проекты выходят на рынок гораздо реже.
Петр Яклашкин sob.ru