В настоящее время в России вырос интерес к деревянной архитектуре. С чем это связано, по Вашему мнению?
Деревом интересовались всегда, но сейчас появился специфический интерес к современной деревянной архитектуре, к архитектуре авторской. Люди поняли, что можно не только складывать кругляк или брус друг на друга, но и делать что-то более интересное. Мы живем в современном мире, люди стали более образованными, информированными. Возможно, интерес мотивирован тем, что одна четверть мировых запасов дерева находится в России. Дерево дешевле, доступнее, особенно в провинции. А состоятельные люди склонны к идеям, связанным со здоровьем и экологией. Лично я не руководствуюсь экологичностью дерева, для меня это, прежде всего, дружественный, теплый, симпатичный материал. Жить в нем очень уютно.
Это веяние моды или возвращение к истокам?
Я не слежу за модой и не могу назвать себя модным архитектором, я делаю то, что мне по душе – практичную, утилитарную, очень удобную архитектуру, которая нравится, прежде всего, мне самому. Мои работы также далеки от истоков. Первоначально дома были очень простыми: из бревен или бруса. Потом появились каркасные дома. Мы же используем более современные технологии, например, в старых домах никогда не было такого обширного остекления. А у моего «Дома с причалом» (курорт «Пирогово») полностью остекленный фасад, поэтому нельзя сказать, что мы возвращаемся назад, скорее, наоборот, движемся вперед. Да, мы используем дерево – материал, имеющий большую историю, но в то же время мы используем те идеи, которые появились совсем недавно. Даже внешний вид наших домов не говорит о том, что они имеют прямой отсыл к каким-то историческим аналогам, тот же «Дом-телескоп» совершенно не похож на исконно-русскую архитектуру. Впрочем, если люди видят какую-то связь, для нас это только плюс. Значит, мы создаем такую архитектуру, которая является связующим звеном между прошлым и будущим, значит, мы не оторвались от земли, от корней и находимся близко к людям.
Многие архитекторы, особенно молодые, сейчас отказываются от дерева, считая этот материал невостребованным или опасаясь, что пожарные не дадут согласия на строительство. Правы ли они?
Каждый делает свой выбор. Они по-своему правы, сейчас очень много разных материалов – те же бетон, кирпич, новые пластики. Можно и в бетоне и в камне делать прекрасные вещи, от материала архитектура вообще не зависит. Материал – это средство. Если молодым не нравится дерево, значит, они не смогли в дереве что-то сделать. Есть легкий способ уйти от трудностей: когда что-то не получается, сослаться на то, что это такой материал, негибкий или легковоспламеняющийся, и перейти на другой, с которым можно что-то сделать, таким образом спрятаться. А пожарные? По пожарным нормам малоэтажные строения (до двух этажей) разрешено строить из дерева. Когда мы говорим про большие дома и пожарные нормы, мы все время забываем, что горит отделка, а не конструкция, бетонные многоэтажные дома тоже горят. Сделали отделку деревом или положили ковролин – все одинаково горит, только ковролин еще и ядовитый дым испускает, которым отравляется гораздо больше людей, чем дымом от дерева. Пожарный, который придирается к тому, что дерево легче горит, вероятнее всего хочет получить свои дивиденды, из чего бы ты не строил – из дерева или из бетона – при желании такой эксперт всегда найдет, к чему придраться.
Бытует мнение, что дерево не самый прочный материал, не стоит веками, не имеет инвестиционного потенциала, в отличие от камня.
Я совершенно не согласен. Люди, которые так считают, или мало информированы, или вообще неграмотны. Дерево непрочно? Швейцарские шале стоят по 500 лет, Кижи около трёхсот: меняли нижние подгнившие венцы на новые, конечно, но строение продолжает стоять. За деревом нужен уход — есть материалы, рассчитанные на людей неленивых, интеллектуально развитых, а есть материалы для ленивых, бетон, например: один раз построил и живи. Современные клеёные конструкции выстоят дольше — про бетон не скажу – но дольше, чем металл точно. Лабораторные исследования доказывают, что металл при горении уже через 15 минут теряет свои конструктивные свойства, а дерево выдерживает полчаса, древесина обугливается, но уголь можно снять, и дом живет дальше. Так что аргумент, что дерево легко горит – очень слабый.
Я не против камня, пусть будут и каменные, и деревянные дома. Но я не могу назвать дерево плохой инвестицией, иначе из него не строили бы спортивные и общественные сооружения на Западе, где люди умеют считать деньги. Когда говорят «каркасный дом», воображение рисует картинки из американских фильмов, где автомобиль с легкостью пробивает стену с одной стороны и выезжает с другой, а дом так и стоит с дырой. Наши каркасные дома прочнее бетона, и такого «голливудского» эффекта точно не получится. Необходимо рассматривать отдельно каждый случай. Инвестиция в недвижимость и ценность дома не зависят от того, из чего он сделан, из бетона или дерева. Возьмем мировой рейтинг: нельзя сказать, что Парфенон ценнее, чем дом Мельникова, потому, что первый построен из мрамора, а второй деревянный, или чем Эйфелева башня, которая из металла. Значимость дома не растет из-за материала.
Дуб известен своей прочностью и твердостью, а липа, напротив, ценится для разных поделок из-за мягкости. Изменилось ли что-нибудь благодаря современным технологиям обработки древесины?
Ничего не изменилось. Дуб как ценился, так и ценится. Липу как применяли в пластике и в отделке, так и применяют. Но благодаря новым технологиям создают, например, клеёные конструкции, склеивают ламели между собой. Если вы склеите ламели из твердых пород, то конструкция будет прочнее, а если будете склеивать ламели из мягких пород, твердость возрастет, но все равно мягкость применяемого материала будет сказываться на конструктивных свойствах изделия.
Откуда идут лучшие поставки древесины?
Лучшая древесина идет из Сибири, из Братска. Почему-то там растут хорошие деревья, может, потому, что люди туда еще не добрались или имеют значение определенные климатические условия, суровые зимы.
Вы работаете в основном с российской древесиной, уступает ли она западной?
Мы работаем исключительно с нашим деревом. Например, все дома курорта «Пирогово» из российской древесины. Нет импортного материала, кроме мебели и паркета. Все срублено и обработано в России, сделано руками россиян, разве что станки немецкие. Если бы не таможенные пошлины, то можно было бы брать дерево из Австрии или Германии. Там очень много заводов по изготовлению деревянных конструкций, а потребности очень малы, поэтому и цены вполне реальные, и возможности больше. В Австрии есть древесина полного заводского изготовления, такого качества наши производители еще не достигли.
С нашими материалами всегда есть риск получить не то качество: берешь дерево с одного и того же завода – сначала хорошее, а потом приходит материал, который начинает трескаться. Качество западного материала лучше, хотелось бы применять его, но из-за растаможивания и доставки выходит дороже.
Берете ли Вы на себя контроль за поставляемой древесиной или за этим следят заказчики?
Существует много характеристик древесины, которых мы не знаем, для этого существуют технологи. Мы осуществляем только визуальный контроль — следим за тем, что бы дерево было не старым, с серыми или черными полосками, без сучков.
Какую древесину Вы используете в своих проектах? Есть ли у Вас любимый вид дерева или все зависит от конкретного проекта?
Больше всего я люблю дуб и бук, но из-за дороговизны мы редко их используем, и чаще всего строим из лиственницы. Все мои дома в «Пирогово» построены из лиственницы, из-за непосредственной близости к воде и повышенной влажности: на лиственницу влага не влияет. Можно было бы использовать сосну, современные технологии позволяют, но у лиственницы очень яркая структура, ее можно тонировать, и этот материал не теряет красоту.
В каком климате из какого дерева лучше строить?
Ответ очень прост: надо применять то дерево, которое в этой местности растет, и привыкло к климату. Не надо ничего никуда везти.
Из какой древесины построен Ваш собственный загородный дом?
Дерево – материал дорогой, даже для нашей страны, поэтому мой загородный дом построен из газосиликатных блоков, деревянная у меня только терраса. Сейчас собираюсь строить вторую часть, баню, сарай, мастерскую – там планирую применять только дерево.
Сейчас стало популярным строительство из клееного бруса, используете ли Вы его в своих проектах?
Клееный брус был популярным и 20 лет назад, ничего не изменилось. Мы любим с ним работать из-за возможности делать любые пролеты и гнутые конструкции, дом «Мост-маяк» я построил из клееного дерева с пропитками, благодаря которым сохраняется цвет свежеструганной древесины. Но клееный брус очень дорог, не каждый может себе его позволить.
Чтобы сделать дерево более огнеупорным, его обрабатывают химическими составами. Экологично ли жить в такой постройке?
Чтобы дерево стало огнеупорным, его вообще не надо ничем обрабатывать, надо устранять причину: проложить правильно электропроводку, правильно поставить камин. А от неосторожно брошенной спички горят и бетонные дома, так как в первую очередь загорается отделка, а не каркас.
Что вы думаете о дереве как материале и средстве отделки в городской архитектуре?
В основном из дерева строят загородные дома, и это печально. В Европе и Америке у многих домов деревянная облицовка, в Скандинавских странах построили 12-этажные дома с деревянным каркасом. Досадно, что, обладая таким запасом древесины, мы ничего из нее не делаем и предпочитаем пластиковые фасады.
Елена Рузгис sob.ru