Женское лицо сделок с недвижимостью

Традиционно покупателями жилья в Москве являются мужчины. Однако в последнее время ситуация стала резко меняться. Проанализировав структуру спроса и предложения, а также подсчитав все совершенные сделки, эксперты пришли к выводу, что из 10 сделок с недвижимостью 4 совершается с участием женщин.


Плоды эмансипации

В общем все к тому и движется. Женщина уже не хочет быть только домохозяйкой и хранительницей семейного очага. Успешная карьера или собственный бизнес сделали многих дам практически независимыми от мужского кошелька. В том числе и финансовый кризис, когда заработки мужского населения заметно упали, а многие бравые парни оказались и вовсе без работы, заставили женщину заняться делом, а не хозяйством. Между прочим, из всех предпринимателей каждая четвертая – женщина. Каждая третья входит в состав топ-менеджеров успешных компаний. И тенденция к получению статуса business-woman будет только увеличиваться. Поэтому нет ничего удивительного, что женщина в качестве покупателя все чаще появляется на рынке недвижимости. Количество сделок с недвижимостью, совершаемых женщинами, по мнению экспертов, стало увеличиваться с началом кризиса и продолжает возрастать. Если в 2007 году на долю мужчин приходилось 73% сделок с жильем, то сегодня уже около 40% представительниц «слабого» пола готовы самостоятельно приобретать городские квартиры, апартаменты, коттеджи и дачи. При этом речь идет не о второй половине супружеской пары, а именно о вполне самостоятельной женщине-покупателе.

Возраст и профессия

Структура «женской» части рынка недвижимости выглядит гораздо старше мужской. Если почти 80% сделок совершается 30-50-летними мужчинами, то на долю женщин в возрасте от 41 до 57 лет приходится 26% всех приобретений в Москве, а в возрасте от 25 до 40 лет только 7%. Еще 2% сделок совершили представительницы прекрасной половины в возрасте от 18 до 24 лет и 4% – пожилые дамы уже пенсионного возраста.

«Сегодня, как и прежде, в более дорогих сегментах превалирует покупатель мужчина, – констатирует Сергей Мигунов, руководитель управления маркетинга и развития группы компаний «Конти». – Чем дешевле сегмент, тем больше среди покупателей женщин. На примере наших объектов, а это проекты бизнес- и элит-класса, пропорция покупателей женщин и мужчин выражена как 30 к 70».

Женщин, совершающих сделки в сфере элитной недвижимости, можно условно разделить на два типа: самостоятельные покупательницы и жены состоятельных мужчин. Первых всего ничего: примерно около 10%. В большинстве случаев это топ-менеджеры, управленцы, юристы, финансисты в возрастной категории от 30 до 50 лет и с доходом $5000-10 000, а иногда и выше. Практически каждая из них уже имеет автомобиль как минимум бизнес-класса. «В элитном сегменте большинство покупательниц выступают в лице деловых дам, владельцев бизнеса, от 35 лет, – делится своими наблюдениями Георгий Дзагуров, генеральный директор компании Penny Lane Realty. – Что касается женщин одиноких, то это невероятная редкость среди покупателей. Видимо, и для самостоятельной бизнес-леди наличие супруга является определенным атрибутом успеха».

«Тем не менее тех, кто попадает в категорию «жен-покупательниц», – уточняет Ирина Могилатова, генеральный директор компании TWEED, – также можно разделить на два типа: кто имеет полное право принимать самостоятельное решение и тех, где последнее слово принадлежит супругу. Процесс покупки «зависимых» женщин состоит из просмотра предлагаемых вариантов. Они могут долго выбирать квартиру, отсеивать то, что «нравится не очень» и «совсем не нравится», но окончательное решение в любом случае будет принимать мужчина. С такими покупательницами работать труднее всего: может быть перебрано десяток-другой объектов, а в результате муж остановит свой взгляд на совершено другом варианте».

Эмоции и решительность

По признанию риэлторов, женщины более эмоциональны, им важна не только покупка как результат, но и в то же время чувства восторга или полного разочарования, которые они испытывают в процессе выбора. Очень часто представительницы слабого пола, которые делают самостоятельную покупку, обращают внимание на то, как сам брокер относится к их взглядам и потребностям, соответственно, требуют от него активного участия в процессе. Так что для риэлтора работа с женщиной порой оборачивается немалыми моральными энергозатратами.

Жены же, которые делегированы семьей и наделены правом самостоятельно принимать окончательное решение, являются для многих агентов по недвижимости очень комфортным вариантом. «Такие дамы, – вспоминает Ирина Могилатова, – обычно даже более решительны в выборе недвижимости, чем мужчины. По крайней мере они лучше представляют, что нужно семье, и требования их более структурированы. И если есть вариант, который им подходит и нравится, они уже не размениваются на что-то другое».

«У женщин и мужчин-покупателей совершенно разные подходы как к процессу выбора, так и к покупке жилья, – говорит Ирина Стрижова, директор по маркетингу и продажам башни «Меркурий Сити». – И самое главное, пожалуй, что дама, если она не бизнесмен и не занимает высоких постов, гораздо меньше привязана ко времени, в течение которого подыскивает оптимальный для нее вариант. Поэтому с упорством будет рассматривать все объекты до тех пор, пока не найдет именно то, что ее устроит. Во-вторых, женщина уделяет большее внимание характеристикам самого дома, ее беспокоит как качество строительства, так и окружение: есть ли в районе будущего места жительства зеленые зоны, парки, магазины. В-третьих, в отличие от мужчины, женщина постарается выяснить вопрос об адекватности соседей. И уж в меньшей мере ее будет волновать их положение в обществе и статус, что всегда берет в расчет при покупке недвижимости сильный пол».

Ко всем уже перечисленным достоинствам стоит добавить, что женщина по своей природной сути более прагматично и бережно относится к деньгам. Она всегда будет добиваться максимально возможного дисконта по интересующему ее варианту. Мужчина же, найдя то, что было запланировано в его мечтах, готов пожертвовать гораздо большей суммой, чем планировал ранее. Наконец, редкая женщина не забудет поинтересоваться историей квартиры, которую она планирует приобрести: кто проживал ранее, не психи ли, не преступники? А если жилье каким-то образом было связано с криминалом или продается квартира, в которой было совершено убийство, она, при всех остальных достоинствах объекта, его никогда не купит. Как правило, мужчин такие детали волнуют в последнюю очередь. «А уже при осмотре квартир, – улыбается Георгий Дзагуров, – наши дамы подвержены мелочам: ландшафтному дизайну, ограде, всяческим рюшечкам и другим элементам декора на потолках, карнизах, стенах». При этом «продвинутая» женщина готова привлечь к осмотру дизайнера или специалиста по фэн-шуй, что лишний раз говорит о том, что изысканные «мелочи» для них также приятны.

«Зато главное достоинство мужчин – скорость принятия решения, – говорит Сергей Мигунов. – У них, как правило, предпочтения уже сформированы, они точно знают, какими свойствами должна обладать квартира. У женщины же такое решение порой формируется только в процессе выбора».

Конечно, любой высокопрофессиональный брокер скажет, что ему все равно, с кем работать. Его задача – найти максимально подходящий для клиента вариант. И, конечно же, схитрит. Ведь всегда проще работать с человеком, который в итоге и будет принимать решение о покупке. Но если придется выбирать между клиентами, риэлтор все-таки предпочтет контактировать с мужчиной. «Продать конкретное жилье женщине сложнее, – высказывает свое мнение Ирина Стрижова. – Зачастую параметры требуемого жилья претерпевают изменения в процессе подбора. Кроме того, женщины больше подвержены иррациональным мотивам при покупке, что также сказывается и на сроках, и на коммуникации между посредником и заказчиком».

В конце концов, как показывает практика, женщина едва ли обратится за помощью к «черному маклеру». Дамы куда аккуратнее в своих действиях, на что, вероятно, накладывает отпечаток забота о семье и потомстве. А вот мужчины в этом плане авантюристы и готовы согласиться на услуги малопонятных агентов, чтобы, так сказать, попытать счастье в «мутной воде».

Составляющие выбора

В прошлом году, по данным аналитиков, женщины чаще приобретали столичные двухкомнатные и трехкомнатные квартиры как в районах Третьего транспортного кольца, так и возле дальних станций метро. На такие покупки приходилось около 80% сделок. Понятно, что женщины, которые воспитывают троих детей и опираются на мужа, будут рассматривать варианты с достаточно большим количеством комнат и постараются отыскать жилье, где каждый член семьи смог бы чувствовать себя нестесненно. Но практически всегда женщиной выдвигается главное требование: квартира должна быть светлой, и хотя бы пара окон должна непременно выходить на солнечную сторону.


Безусловно, все это рассматривается с точки зрения финансовых возможностей. Если же говорить о покупателях, не обремененных семьей, то этот «контингент» ориентирован пока только на собственный единоличный комфорт, и сколько комнат или квадратных метров включают в себя эти удобства, каждый определяет исходя из собственных фантазий и финансовых средств.

Сергей Романов     sob.ru