Архитектурная история: когда покупатели платят на 40% больше

«Нарисуй дом своей мечты» – этот психологический тест до сих пор проводят с детьми дошкольного возраста. И проводили, кажется, во все времена, даже когда у повзрослевшего ребенка не было вариантов, реализуется придуманное или нет. Еще лет 20 назад особого выбора, где и как жить, не было – ну разве что между сталинками, хрущевками и брежневками.


Другое дело – теперь. Последние годы Москва пестрит архитектурными проектами. Что ни дом, то жилой комплекс со своей легендой и даже собственным именем. То, что объекты сильно различаются внешне, замечают даже люди, весьма далекие от архитектуры: сравните, например, клубный Copper House, многоквартирный «Коперник» и небоскребы вроде «Москва-Сити» или «Дом на Мосфильмовской». Покупателям остается выбрать, в каком из домов они хотят жить. И соответственно, за что они готовы хорошо заплатить.

Вот как раз на эту тему – зависит ли стоимость элитных объектов от их архитектурного облика и конструкции – 1 октября состоялся круглый стол* у подножия памятника Петру Первому, на территории лофт-квартала «Красный Октябрь». Вполне символично, если учесть, как виды на Петра «подогревают» цены на недвижимость, располагающуюся вокруг и напротив, на Золотой миле…

Итак, понятно, что фактор location никто не отменял. Безусловно, цены на объекты, расположенные в разных районах, всегда будут различаться. И даже, возможно, разницу цен можно будет проследить в домах, стоящих на соседних улицах. «Критерий расположения остался, но архитектурная составляющая уже выходит на второе место по значимости, – поделилась генеральный директор компании Welhome Анастасия Могилатова. – А ведь еще два-четыре года назад этот критерий вовсе не был столь весомым». Доходит до того, что стоимость квартир в разных проектах на одной улице (!) различается на 20-40%. И разницу эту во многом определяет именно архитектура (и часто имя автора проекта). Хотя, как иронизирует Михаил Филиппов (архитектор «Римского дома», «Итальянского квартала»), среди покупателей, которые могут назвать 200 марок автомобилей и их модификаций, нет ни одного, кто знал бы имена столичных архитекторов. В лучшем случае вспомнят Нормана Фостера.

Правда, вступилась за покупателей руководитель департамента продаж городской недвижимости IntermarkSavills Екатерина Гурьева, это не значит, что потребителю все равно: «У нас есть портфолио с работами архитекторов. Когда потенциальный покупатель интересуется квартирой в каком-либо объекте, который мы реализуем, мы демонстрируем другие работы того же архитектора, это всегда вызывает интерес».

Но в общем и целом специалисты сошлись во мнениях, что покупатель не только не разбирается в архитектурных стилях и концепциях, в именах авторов, в особенностях их работы, но даже толком не знает сам, чего он хочет. То есть он может даже не понимать, что ему хочется квартиру в доме стиля «модерн», но зато он может знать точно, что дом должен быть построен «на века». «Нашим покупателям в среднем по 45 лет. Они хотят быть уверены, что в этом доме еще смогут жить и их внуки. И 80% покупателей обращают внимание на архитектуру», – рассказывает руководитель отдела продаж проекта «Итальянский квартал» Людмила Потапова.

По наблюдениям Анастасии Могилатовой, большую уверенность в завтрашнем дне вселяют в покупателя проекты в «классическом» стиле, нежели современные разработки. Но предложения в стиле «классика» на рынке – лишь четверть от общего объема элитных новостроек. Объяснением же стремления к нему может быть среда, в которой выросли люди. Как правило, старые дома (классицизм или сталинский ампир) тоже внушают какую-то уверенность в их долговечности, но лишены целого ряда удобств (парковок, современных лифтов); как раз их-то и предлагают новые «классические» дома. То есть это как бы возврат в прошлое, только с улучшениями. Все лучшее от «сталинки» (высокие потолки, хорошие планировки, простор квартир, внешнее благородство и «порода» здания) – и все лучшее от современного проектировщика, который уже учел и количество машино-мест, и транспортную доступность, и прилегающую инфраструктуру, и безопасность.

Но, конечно, и современные проекты в стороне не стоят. «Возьмем, для сравнения, «Итальянский квартал» и «Садовые кварталы»**, – рассуждает Екатерина Гурьева. – Это полярная архитектура. Но выбирают квартиры и здесь, и там. Классика – это квартира с некой «изюминкой»: тут могут быть эркеры, веранды, террасы». Современный стиль внешне более прост и строг (достаточно вспомнить проекты Сергея Скуратова или Николая Лызлова***), но по внутренней разработке пространства и «начинки» остается «на передовой». Недаром, например, Николай Лызлов считает, что по сути своей все дома одинаковы: «Это сооружения из монолитного каркаса и стен, закрытых либо вентилируемым фасадом, либо штукатуркой. А вот дальше уже начинается то, что называют "выглядит"».

N.B. Кстати, интересно, что некоторые девелоперы не скупятся на разработку архитектурной составляющей не только в элитных проектах, но и в так называемом массовом сегменте. Так, например, компания «Масштаб» организовала закрытый международный архитектурный конкурс на разработку мастер-плана микрорайона «Город кварталов А101» (входит в «Проект А101»). Призовой фонд – $400 тыс. Как подчеркивают в ГК «Масштаб», в России впервые европейские архитекторы будут разрабатывать концепцию застройки микрорайона экономкласса.

По словам Михаила Филиппова, случившийся кризис был во многом архитектурным. Не зря же сильно подешевело именно то, что было переоценено. Распродажи настоящей элитки «ручной работы» по бросовым ценам не произошло. Потому что и не могло произойти. Ведь бриллианты не продаются по цене бисера, даже когда нет хлеба. «Случилась такая бархатная революция в архитектуре, – уверен Филиппов. – Люди больше не хотят покупать дома, которые будут сносить».

И, пожалуй, сегодня, когда есть выбор не только между сталинкой и хрущевкой, но и между Филипповым, Скуратовым, Лызловым, Ткаченко****, Норманом Фостером и Эриком Ван Эгераатом… Действительно, зачем покупать то, что будут сносить?


* Круглый стол «Влияние архитектурной составляющей элитных проектов на покупательский спрос» был организован компанией «Гута-Девелопмент» и проектом «Итальянский квартал».
** Проекты Михаила Филиппова и Сергея Скуратова соответственно.
*** Автор проектов «Город яхт», «Нескучный сад» и др.
**** Сергей Ткаченко – автор проектов «Коперник», «Патриарх», Б. Гнездниковский, 3/5 и др.

Алевтина Максимова     sob.ru