Церковь замуровали в стенах Союзмультфильма

Когда мне достался участок для проектирования комплекса жилых особняков «Итальянский квартал», основная композиционная идея сложилась так, чтобы дворы, образованные радиально-кольцевой системой этого квартала, были сориентированы традиционно – на кирпичную колокольню церкви Николая Чудотворца в Новой Слободе.


У колокольни изящные пропорции и очень красивая кирпичная кладка. Шатровые колокольни мне кажутся изумительным явлением мировой архитектуры и величайшим достижением архитектуры древнерусской, которая, может быть, уступает в деталях, ордерном оформлении Западу, но в области пропорций и общего объемного решения не имеет себе равных. Сам храм – это очень красивый памятник начала ХХ века, сделанный в духе ярославской архитектуры, может быть, под влиянием колокольни в Коровниках в Ярославле, чье изображение находится на тысячной купюре.

Проектировщики и застройщики обязаны были сделать историко-архитектурное обследование этого участка и этого памятника, и они его сделали. Это один из немногих храмов, который на сегодняшний день не отдан церкви, вокруг него много лет не стихают скандалы, так как обезглавленное здание храма принадлежит учреждению культуры – «Союзмультфильму».

И мы наблюдаем нелепую борьбу между церковью и культурой, которая, увы, часто возникает в наше время. Те, кто противятся возвращению здания церкви, говорят, что в здании были сняты наши классические, знаковые мультфильмы, например «Крокодил Гена» и «Каникулы в Простоквашино». Неоспоримые ценности нашей культуры. Но это неправда.

Еще в 2002 году у меня мелькнула догадка об истинном назначении здания, выходящем на Долгоруковскую улицу, которое примыкает к церкви Николая Чудотворца, и впоследствии, разобравшись в вопросе, я смог подтвердить правильность своей версии. Это здание построено отнюдь не для «Союзмультфильма». И ни Чебурашка, ни крокодил Гена никогда в этом здании не «рождались».

Дом был построен по личной инициативе Бонч-Бруевича как «Московский музей религии и атеизма». И церковь XVI века в Новой Слободе жива, она была встроена в это здание в 1940 году и должна была входить в экспозицию музея.

Музей так и не открылся, так как именно в 1940 году воинствующий атеизм сошел на нет. Журнал «Безбожник» закрыли, отделение атеизма в Академии наук просуществовало еще пару лет, пока были живы Ярославский и Бонч-Бруевич. А в 44-м, когда время гонений подошло к концу, когда было восстановлено патриаршество, здание отдали «Союзмультфильму». С тех пор вот уже много лет здания музея, включая церковное, завалены диафильмами, то есть даже не мультфильмами.

Я считаю, что зданием, выходящим на Долгоруковскую улицу – несмотря на то, что это не самое некрасивое здание Москвы, – нужно пожертвовать, чтобы восстановить храм XVI века и храм XX века. Древний храм сохранился в толще нового здания (раньше он был пятиглавым, сейчас обезглавлен). Я очень надеюсь на наших застройщиков, поскольку вид на обезглавленную колокольню порождает малоприятные чувства даже у людей нецерковных.

Тут можно апеллировать не только к духовным, но и к культурным ценностям всего человечества, так как святому Николаю Чудотворцу поклоняются не только христиане всех конфессий, но и мусульмане, язычники и просто верующие люди. Николай Чудотворец – святой, который имеет удивительную посмертную биографию: трудно сосчитать людей, города и страны, которым он помог. Его хорошо знают военные всех времен, моряки и даже летчики и, конечно, все дети планеты. Ведь именно он – еще и всем известный Санта-Клаус (он же Дед Мороз), а эта фигура значительно важнее для детей, чем даже Чебурашка.

Михаил ФИЛИППОВ   sob.ru