Что такое одно окно и в чем его польза?

Служба «одного окна» (а точнее, система работы органов исполнительной власти с населением) в Москве была создана около семи лет назад, то есть довольно давно. Несмотря на это, люди, которым впервые приходится слышать об «одном окне» или сталкиваться с ним, не всегда понимают, зачем нужна такая система и как она работает. А главное, какую пользу приносит.


Что же такое «одно окно»?

«Одно окно» – это способ (или режим) работы различных органов исполнительной власти и их подразделений (например, паспортного стола, ЕИРЦ, БТИ, управы, префектуры и т. п.). Если говорить очень лаконично, то «одно окно» создано для того, чтобы заявитель для получения одной справки не подавал сведения о себе и необходимые документы в разные ведомства, а, сдавая необходимый комплект документов в службу «одного окна», через строго определенный срок получал необходимую справку сразу на руки (либо мотивированный отказ в выдаче).

Работа над введением службы «одного окна» в Москве началась в 2002 году и увенчалась в 2003-м постановлением Правительства Москвы №438-ПП «О первоочередных мерах, направленных на разработку и введение в отраслях городского хозяйства Москвы режима "одного окна"».

Режим работы «одного окна» сегодня регламентируется постановлением Правительства Москвы №361-ПП «О мерах по реализации принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций» и от 28.12.2004 года №949-ПП «О реализации принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти города Москвы».

Где найти «одно окно»?

Несмотря на название, окно, конечно, не одно на всю Москву. В каждом округе их несколько: у каждой управы, службы или департамента есть свое «одно окно». Искать нужное надо в зависимости от того, какая справка вам необходима. Помочь в этом может специальный сайт, созданный Правительством Москвы: http://www.okno.mos.ru/.

Для поиска адреса, телефона, режима работы нужной вам службы «одного окна» нужно лишь ввести название вашего округа, района, принадлежность службы и название документа (например: ЦАО, Тверской район, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, справка об участии в приватизации объекта жилищного фонда).

Какие именно организации работают по принципу «одного окна»?

Те, что могут быть полезны собственнику недвижимости (будущему или настоящему), таковы: ГУ ИС (ЕИРЦ), ГУП МосгорБТИ, Мосжилинспекция, ГУП «Жилищник-1», Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы, Департамент земельных ресурсов Москвы, Мосгорстройнадзор, Городской центр жилищных субсидий, управы районов.

Как попасть в «одно окно» и какие документы с собой нести?

Прежде чем идти, можно, как говорилось выше, узнать режим работы «одного окна» вашего района. Например, ЕИРЦ или БТИ. Туда можно позвонить или воспользоваться «электронной приемной»  (правда, далеко не все справки можно получить этим способом). Списки документов, необходимых для получения, например, справок об участии в приватизации, Единого жилищного документа, справки о регистрации по адресу и т. д., можно найти на том же сайте «электронной приемной». Также сведения о службах «одного окна» есть на сайтах районных управ. Вот, например, данные о том, какие нужны документы для приватизации квартиры, на сайте управы Дорогомиловского района Москвы. Но в основном можно рассчитывать на уже указанные сайты, созданные Правительством Москвы: http://www.okno.mos.ru и https://oo.mos.ru/ru/.

Могут ли отказать в выдаче справки и почему?

Отказ возможен, но он должен быть мотивирован. Причины следующие (перечислены на сайте управы Таганского района Москвы):

1. Обращение заявителя о выдаче документов, оформление которых не осуществляется держателем «одного окна» управой и службой «одного окна».
2. Наличие у заявителя неполного комплекта документов, определенного регламентом подготовки запрашиваемого документа.
3. Представление заявителем неправильно оформленных или утративших силу документов.
4. Отсутствие оформленной в установленном порядке доверенности в случае подачи заявки на оформление запрашиваемого документа, подлежащего выдаче третьему лицу.
5. Отказ заявителя оплатить услуги, выполняемые (оказываемые) на возмездной основе, или представить квитанции об оплате.
6. По требованию заявителя отказ в приеме документов в службе «одного окна» может быть оформлен и выдан заявителю в письменном виде.

Любые иные причины отказа являются неправомерными и могут быть обжалованы заявителем у руководителя аппарата управы, осуществляющего координацию работы службы «одного окна», либо в суде.

Сколько стоят нужные мне справки?

Стоимость справок разная. Некоторые из них вообще выдаются бесплатно (в том числе и Единый жилищный документ). Но лучше узнавать стоимость справок заранее по телефонам службы «одного окна» в своем районе. Вот, например, реестр справок, подготавливаемых районными БТИ, с указанием стоимости (возмездности).


Как быстро я получу необходимую мне справку?

Сроки подготовки различных документов тоже разные. Например, большинство справок БТИ готовится не более 10 дней. Единый жилищный документ, который выдают в ЕИРЦ, делают не более суток (в день обращения). Сроки выдачи справок регламентируются ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; также для каждого документа определены отдельные регламенты. Но в целом для большинства документов срок их подготовки  составляет не более 30 дней. Многие справки и документы выдаются в день обращения.

Алевтина Максимова  sob.ru