Большинство мебельных магазинов сейчас предоставляют услугу 3D-моделирования, которая позволяет собрать мебельный комплект под параметры конкретной комнаты наподобие конструктора. Однако при выборе и заказе такой мебели есть свои нюансы. Сайт "РИА Недвижимость" выяснил, как правильно произвести все предварительные замеры, и как действовать покупателю в случае нарушения продавцом каких-либо деталей заказа или условий договора.
1
Выбор мебели редко происходит моментально, в режиме - пришел, увидел, купил. Иногда люди начинают присматривать мебель в самом начале ремонта или в его завершающей стадии. Разумеется, нужно посмотреть как можно больше вариантов, расспросить продавцов о характеристиках мебели. Если свой выбор вы начали с интернета, то потом обязательно нужно пройтись по торговым залам компаний, комплекты которых вас заинтересовали. В принципе, для начальной стадии выбора размеры не нужны. А вот когда уже вы определились с той или иной компанией и готовы составлять 3D-проект, тогда точные параметры понадобятся обязательно. Во-первых, замеры необходимо делать уже при готовом ремонте, когда сделана стяжка полов и положено декоративное покрытие (плитка, ламинат, линолеум), а также оформлены потолки. В противном случае параметры высоты могут исказиться. Кроме того, если хозяева планируют покупать угловые элементы мебели, будь то большой угловой шкаф или столешница, то желательно выровнять стены по металлическим профилям, выведя углы под 90 градусов. Это нужно для того, чтобы при сборке угловые элементы четко вписались в углы и не отходили от стен в местах их искривления. Важное замечание! Если в процессе ремонта стены не выравнивались по профилям, а углы не выводились под 90 градусов, то при заказе высоких шкафов нужно оставлять между стеной и боковой частью шкафа запас не менее 10 сантиметров. Нельзя подбирать крупную мебель впритык. Дело в том, что стены могут быть "завалены" под углом, который человеческому глазу не виден, но при сборке мебели даст о себе знать. Шкаф попросту может не влезть и его придется либо менять, либо стачивать боковину. Считать все параметры желательно в миллиметрах для большей точности, плюс по такой системе работают мебельные магазины. Разумеется, нужно измерить длину, ширину и высоту комнаты, причем каждый параметр желательно измерить в трех разных точках, скажем, по одному краю стены, посередине и по другому краю, чтобы понять, есть ли неровности и насколько они большие. Если будет обнаружена большая погрешность в разных местах, то нужно брать за основу меньший показатель. Далее следует нарисовать план комнаты (вид сверху), а потом план каждой стены, с которой будет соприкасаться мебельный комплект. Если в стене есть оконные или дверные проемы, то нужно их указать на плане стен и полностью замерить расстояния до них от углов, а также указать высоту подоконника. Также нужно обратить внимание на наличие и размер плинтусов в местах установки мебели. Их также нужно учесть, чтобы либо сделать скос на мебели, либо снять их при монтаже. Если планируется поставить мебель с распашными дверьми, то стоит обратить внимание на угол и ширину их открывания - не будут ли мешать открытию выступы, светильники и другие помехи. При замере кухни нужно померить расстояния до вентиляционной отдушины, а также расстояния до розеток над рабочей поверхностью кухонного гарнитура (от пола и от угла стены). При замере санузла следует учесть коммуникации - начало, конец, диаметр труб, которые также повлияют на будущие размеры мебели. В соответствии с законом изготовление и доставка мебели должны осуществляться в сроки, указанные в договоре, который клиент подписывает с исполнителем работ. Таким образом, время выполнения заказа сначала согласуется потребителем и производителем товара, а затем закрепляется в рамках договора. В случае нарушения сроков оказания услуги, клиент вправе обратиться к исполнителю с претензией. В этой заказчик человек может: - назначить новое время завершения работ; - препоручить задачу другой компании, потребовав при этом компенсировать понесенные расходы; - добиваться снижения цены услуг; - расторгнуть договор; - взыскать полное возмещение убытков, а также неустойку в размере 3% цены услуги (или общей стоимости заказа) за каждый день просрочки. Впрочем, получить компенсацию от исполнителя можно будет лишь в том случае, если его представители не сумеют доказать, что нарушение сроков вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине самого заказчика. Неполное выполнение объема услуг является недостатком, который, согласно ст. 30 закона "О защите прав потребителей", исполнитель обязан устранить в разумный срок, назначенный потребителем. Границы этого периода обозначаются либо в договоре (или ином подписанном сторонами сделки документе), либо в заявлении, направленном покупателем продавцу. Если мебель стандартная, то ее можно вернуть на любом этапе, согласно закону о правах потребителей, предварительно обосновав причины отказа. Если мебель заказная, то есть выполненная по индивидуальным размерам, то вернуть ее не удастся. Здесь нужно решать вопрос напрямую с продавцом, готов ли он забрать мебель и на каких условиях. Бывают случаи, когда продавец ставит такую "отказную" мебель, к примеру, в салон, и возвращает деньги покупателю только после продажи. Покупатель имеет право отказаться от исполнения договора с поставщиком в любое время. Однако при этом потребитель будет обязан компенсировать исполнителю все фактически понесенные им расходы, связанные с уже проделанной работой по договору. Все условия поставки прописываются в договоре, поэтому следует очень внимательно его прочитать и, в случае, несогласия, внести корректировки. После приемки мебели покупателю выдается гарантийный талон, а после монтажа - акт приема-передачи. Мебель относится к числу товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Поэтому производители мебели обязаны устанавливать сроки службы своей продукции. В течение этого периода они несут ответственность за существенные недостатки (п. 1 ст. 5 закона "О защите прав потребителей"). При этом установление гарантийного срока - право, но не обязанность поставщика услуг. Однако это не означает, что исполнитель не будет отвечать за качество товара. Даже при отсутствии гарантии, покупатель может предъявить продавцу претензии относительно дефектов товаров и услуг в течение 2 лет с момента их принятия. Если мебель стандартная (не по конкретному проекту) и к ней приложена спецификация сборки, то в принципе можно. На гарантию это не влияет, если, конечно, ее не сломать. Если сборка мебели происходит по индивидуальным размерам, то собирают ее обычно специалисты, и самостоятельная сборка снимает гарантии. Тут есть свои нюансы. Например, если вы заказываете кухонный гарнитур, то некоторые компании предлагают купить в комплекте аксессуары вроде сушилок для посуды и рейлингов. Однако такие элементы могут продаваться на сумму, например, не менее 5 тысяч рублей. А при заказе небольшой кухни просто может не набраться аксессуаров на эту сумму, так что клиенту будет выгоднее купить все это в других магазинах. Что касается техники и элементов сантехники, вроде мойки и смесителей, то мебельщики обычно сотрудничают с ограниченным набором компаний, поэтому выбор у покупателя не всегда большой. Да, чаще всего это хорошая сантехника и хорошая техника, а значит, недешевая. И здесь уже решает сам клиент: если у него есть финансовая возможность, и нет времени ездить по магазинам, то лучше заказать все в одном месте. Но если заказчик ограничен в средствах, то ему лучше в процессе выбора кухни параллельно искать варианты техники и сантехники в специализированных магазинах или строительных гипермаркетах. Можно распечатать 3D-проект кухни с указанными размерами и ходить с ним, чтобы подобрать технику и по размеру и под стиль. Экономия в этом случае может быть существенной. Насчет размеров техники и их соответствия предметам мебели, то сейчас все параметры в принципе стандартны. А отверстия в столешнице под мойку или варочную панель выпиливаются на месте сборщиком. Но, нужно еще при заказе уточнить, сможет ли сборщик заодно подключить технику. Не всегда сборщики оказывают подобные услуги, так что может быть неприятный сюрприз. В случае если клиент живет на высоком этаже, то ему нужно обязательно проверить в день доставки (или накануне) работу грузового лифта и либо быстро вызвать лифтеров, либо перенести доставку на другой день. В противном случае крупные и длинные детали придется поднимать по лестнице, а это в разы увеличивает стоимость доставки. Есть еще и такой нюанс, некоторые элементы, вроде столешницы или пристеночной панели продаются определенной длины, например, 3 метра и режутся уже на месте, в квартире. Поэтому нужно будет измерить лифт и понять, влезут ли они туда по диагонали. Если нет, то их тоже придется поднимать по лестнице. Не всегда мебельные компании могут сказать наверняка, сколько составит финальная сумма доставки. Какие-то вещи можно проговорить уже с менеджером транспортной компании.
Можно, если дефект фабричный. В таком случае стоит вызвать представителя продавца и продемонстрировать ему дефекты, ничего не пытаясь исправить самостоятельно. Сроки замены напрямую зависят от модели и дефекта - если нужно заменить лишь одну деталь, сделать это можно за 1-2 дня, а если замена требует реставрации или заказ деталей, например, из-за рубежа, то срок может затянуться на месяцы.
Если продавец докажет, что дефект был получен по вине хозяина, то замена невозможна.
Здесь нужно учитывать, что статья 18 закона "О защите прав потребителей" предусматривает возможность требования замены имеющего недостатки товара на продукцию той же марки, модели или артикула, или аналогичный товар другой серии (либо производителя). Также покупатель вправе добиваться незамедлительного и безвозмездного ремонта или возмещения расходов на него.
Равным образом потребитель обладает всеми основаниями, чтобы требовать компенсации за убытки, причиненные ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Однако для этого необходимо доказать, что дефекты возникли еще до того, как клиент получил мебель на руки.
Кроме того, клиент обязан действовать по определенному алгоритму. Как гласит п. 6 ст. 19 закона "О защите прав потребителей", сначала он должен потребовать у продавца безвозмездного устранения обнаруженных недостатков. Если исполнитель в течение 20 дней не удовлетворит претензии (или выяснится, что дефект товара неустраним), то у покупателя появится возможность обратиться к поставщику с полным набором требований, прописанных в ст. 18.
Впрочем, сейчас мебельщики борются за покупателя, поэтому крупные компании стараются не идти на конфликт и решать его в пользу клиента. Случается, что какие-то детали портятся по вине самих заказчиков, но компания идет им навстречу и меняет их по гарантии, либо бесплатно, либо со скидкой.