Транспортная доступность – один из важнейших факторов, влияющих на стоимость жилья в новостройках и на вторичном рынке. Квартира в старой пятиэтажке рядом с метро всегда стоит дороже, чем аналогичная в новом красивом доме, но на окраине района, где до ближайшей остановки автобуса нужно идти пешком. Как зависят цены на квартиры от доступности разных видов транспорта.
Пешком до метро
Наличие поблизости метро в московских районах всегда поднимает стоимость жилья до 30%. Причем как цены продажи, так и к арендные ставки. К примеру, в московском районе Строгино арендовать «однушку» в доме, который находится в 15 минутах езды от метро на автобусе можно за 28 тысяч рублей, а вот аналогичную квартиру в пяти минутах ходьбы от метро не найти дешевле, чем за 35 тысяч рублей.
Стоимость квартир также заметно отличается. Квартиру площадью 33 кв. метра на улице Исаковского (там же, в Строгино), которая находится в 10-15 минутах езды на общественном транспорте до метро, можно купить за 5,7 млн рублей. А вот практически такая же квартира (36 кв. м), но непосредственно у метро Строгино выставлена на продажу уже за 7,6 млн рублей. Цены становятся чуть ниже, если пешая доступность составляет 15-20 минут.
Повышает стоимость квадратного метра не только существующая станция метро, но и запланированная. Больше всего растут цены на квартиры в тех районах, где раньше вообще не было метро. Как отмечают в компании «Метриум Групп», самые инвестиционно привлекательные проекты эконом-класса располагаются как раз у будущих станций метро: «Некрасовка» (откроется в 2015 году), «Нагатинский Затон» (откроется в 2019 году), «Шелепиха» (откроется в 2015 году), «Беломорская улица» (откроется в 2020 году) и «Аминьевское шоссе» (откроется в 2017 году). По оценке специалистов, цены в новых жилых комплексах после открытия метро могут увеличиться на 30-40%, как это произошло в Реутове, где открылась станция «Новокосино» и в Тропарево с одноименной станцией.
Автобусные остановки рядом с домом являются большим преимуществом, но не оказывают влияние на стоимость квартир, так как она зависит от расстояния до метро.
Акцент на дороги
Наличие рядом с домом удобных транспортных развязок и дорог, как правило, на стоимости квадратного метра тоже не отражается, но их отсутствие может «отпугивать» потенциальных покупателей. Поэтому сегодня у девелоперов хорошим тоном считается развитие транспортной доступности при строительстве новых домов.
По данным экспертов, транспортная доступность в приоритетах покупателей новостроек находится на 2 месте после стоимости квадратного метра и делит это место с наличием рядом социальной инфраструктуры. То есть при прочих равных, проекты с хорошей транспортной инфраструктурой более востребованы. Поэтому новые проекты застройщики сегодня стараются возводить либо в местах с хорошей транспортной доступностью, либо там, где есть возможность ее обеспечить.
«Мы расширили дороги рядом нашими проектами «Путилково» и «Бутово», а в новом проекте в районе Середнево в Новой Москве построим 12 км дороги, которая соединит Калужское и Киевское шоссе. Но есть планы и по кардинальному решению транспортной доступности: мы разработали проект надземной транспортной системы «Стрела» – так называемого воздушного метро. Первой такой трассой протяженностью 13 км планируется соединить микрорайон Ильинское - Усово со станцией метро Мякинино», - рассказал Игорь Ладычук, директор по информационной политике ГК «Мортон».
Когда электричка рядом
Наличие железной дороги (особенно в подмосковных проектах) тоже довольно заметно влияет на стоимость жилья. Чем ближе к железнодорожной станции находится дом, тем дороже будут в нем квартиры. И спрос на них, несмотря на шум и пассажирский трафик, очень высокий.
Особенно заметной становится разница в цене, когда начинается строительство новой станции ж/д или ТПУ. Только слух об этом повышает стоимость жилья на 5%, еще несколько процентов добавит к цене начало строительных работ.
«У жилых комплексов, строящихся в зоне развития транспортно-инфраструктурных проектов (вроде Химки-2), большой потенциал инвестиционного роста. Начало строительства ТПУ спровоцирует рост на квартиры около 5%, а когда ТПУ войдет в завершающую стадию строительства рост может достичь 10%», - рассказывает Леонард Блинов, заместитель генерального директора компании Urban Group.
Итоги:
Самые высокие цены выставлены на квартиры, в домах у метро.
А самый большой инвестиционный рост у новостроек, которые возводятся рядом с запланированными к открытию новыми станциями.
Железнодорожная станция тоже повышает стоимость квартир, но не так значительно, как метро.
А хорошие транспортные развязки влияют не на стоимость, а на привлекательность недвижимости.