Дополнительное регулирование, будь то лицензирование или обязательное саморегулирование, повысит качество услуг риелторских компаний в РФ, считают эксперты рынка недвижимости, опрошенные РИА Новости.
Во вторник президент РФ Владимир Путин заявил, что риелторская сфера в России недостаточно регулируется, и нужно если не вводить лицензирование, то предъявлять дополнительные требования к саморегулируемым организациям в данной отрасли.
Неудачный опыт
В настоящий момент риелторская деятельность не подлежит обязательному лицензированию или иному специальному регулированию, за исключением требований, предъявляемых к любому физическому или юридическому лицу, занимающемуся коммерческой деятельностью, отмечает заместитель руководителя юридического департамента компании "НДВ-Недвижимость" Владимир Зимохин.
Тем не менее ранее уже были попытки стандартизировать работу риэлторов, говорят эксперты. Председатель правления группы компаний "Миэль" Оксана Вражнова напоминает, что в 2002 году были разработаны национальные стандарты профессиональной деятельности "Риелторские услуги", это была система добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости РФ. "Однако этот опыт был не очень удачным, возможно, потому, что не имел продолжения в виде мер воздействия на лиц, работавших без лицензии", - сетует она.
Еще ранее, в 1996-2002 годах, в России и вовсе существовало обязательное лицензирование риелторской деятельности, рассказывает председатель отраслевого объединения по недвижимости общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Анна Лупашко. После его отмены каждый желающий может называть себя риэлтором, вводя в заблуждение клиентов и других участников рынка, сокрушается эксперт.
"Опыт лицензирования у нас в стране уже был, но он был не очень хорошим", - заявляет управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. Он считает, что нам нужно базироваться на том опыте, который прошли цивилизованные страны. Например, в США есть федеральный закон, который регулирует деятельность риелторов, а также есть специальные институты, которые готовят специалистов, проводят экзамены на квалификацию. В среднем специалисты обучаются 12 месяцев и проходят переаттестацию. При этом есть закон, согласно которому при продаже недвижимости собственник платит 6% от ее стоимости. Это позволяет отрасли иметь систему лицензирования, добавляет Ковалев.
Зачем риелтору лицензия
По мнению Лупашко, рынку пошло бы на пользу сочетание лицензирования и системы саморегулируемых организаций (СРО). Она подчеркивает, что в России на сегодняшний день создано 16 СРО в риелторской сфере, которые достаточно успешно функционируют.
По ее словам, это повысит качество услуг риелторских компаний, при этом не увеличивая стоимость услуг, - в качестве аргумента она приводит тот факт, что и после введения, и после отмены обязательного лицензирования цены не менялись.
Ковалев же полагает, что создавать саморегулируемые организации, как в строительной сфере не имеет смысла. "Все-таки у риелторского бизнеса другой подход", - говорит он.
По его словам, нужен такой закон, который не просто позволяет получить лицензию тому, кто заплатил деньги, но и позволяет проводить аттестацию участников рынка. Он считает, что лицензия должна выдаваться не какой-либо организации, а каждому риэлтору отдельно. В законе также должны быть прописаны ставки, которые должен платить собственник при продаже недвижимости. Понятно, что у каждого региона эта ставка должна быть своей.
"Но я думаю, что имеет смысл установить ставку в размере 5-6% от продажи недвижимости", - говорит эксперт.
Возможные минусы
Тем не менее, говорит управляющий партнер Spencer Estate Вадим Ламин, сейчас не самое хорошее время для реформ на рынке недвижимости. "Скорее всего, ужесточение контроля, а лицензирование является одной из таких мер, преследует целью собрать побольше налоговых поступлений в бюджет", – говорит эксперт. Он также отмечает, что расходы компаний, а вслед за ними и клиентов, могут вырасти.
"Возвращение к лицензированию в том формате, какой был представлен на рынке в начале 90-х годов, будет, скорее всего, будет малополезно и для развития безопасного рынка, и для самих покупателей", - сообщают в Est-a-Tet, отмечая, что лицензирование в том период было формальной процедурой, совершенно не гарантирующей высокое качество предоставляемых услуг.