Европу периодически охватывает мода на дома, построенные в средиземноморском стиле. Подобную архитектуру отличает малоэтажность (обычно один, реже – два этажа), плоская кровля в обилие террас. Одни тщательно копируют оригинальные образцы, другие предпочитают стилизацию – нечто по мотивам средиземноморья, не исключающее черты современного европейского коттеджа.
К аналогичному компромиссу пришел и автор этого проекта (Венгрия), перед которым стояла задача создать дом именно в средиземноморском стиле. Заказчик аргументировал свое пожелание тем, что такая архитектура как бы «произрастает» из ландшафта, не конфликтуя с природой, а сливаясь с ней в некой гармонии. Кроме того, на достаточно обширном участке нет смысла чрезмерно «тянуться ввысь» — места для комфортного жилища вполне хватает.
В итоге предложенная концепция получила свое воплощение в проекте двухэтажного строения довольно сложной асимметричной формы. В абрисе первого уровня явственно просматривается типичная средиземноморская постройка, а вот надстроенный над плоской кровлей мансардный этаж — это уже дань европейской традиции.
Ко всему прочему поэтажное деление подчеркнуто не только конструктивно, но и визуально: фасад первого уровня облицован серовато-бежевым натуральным камнем, второго — контрастно оштукатурен (такое цветовое сочетание также более свойственно западному дизайну).
Однако сложная динамика экстерьера обусловлена не только фантазией автора проекта. На участке имеется небольшой перепад рельефа, который архитектор весьма удачно обыграл. К слову, плотно «встраивать» дома в холмистый рельеф, добиваясь эффекта строения, словно вырубленного из скалы, — вполне в духе средиземноморских зодчих. Свой вклад в фасадное разнообразие вносят колонны, ниши, а также обширные остекленные фрагменты. Благодаря панорамным окнам-дверям здание буквально залито дневным светом и естественным образом связано с живописным природным окружением.
Задняя часть дома скрыта от посторонних глаз и живет своей жизнью. Здесь не властны суета и жесткий ритм мегаполиса, напротив, во всем ощущается уют и отдохновение.
Широкие козырьки стрех образуют навес для опоясывающей часть дома террасы, на которую можно попасть из кухни, столовой и библиотеки. На разных ее участках, в спасительной тени, разместились садовый гарнитур для полуденных чаепитий, лежанки для отдыха и печь – барбекю — неизменный атрибут party на свежем воздухе.
Нужно сказать, что неровности рельефа стали причиной и разноуровневого решения первого этажа. Гостевая зона объединяет холл, перетекающий в просторную гостиную и столовую. Вышеуказанные помещения разделяет неполная перегородка и две прямоугольные колоны, формируя тем самым проницаемую среду. «Прозрачность» свойственна многим европейским домам, владельцы которых считают подобную степень открытости вполне нормальной.
Кухня же, согласно новейшей тенденции, отделена от смежных помещений обычной дверью — дабы ненужные ароматы не покидали дозволенных пределов. Полностью облицованная плиткой теплых тонов и обставленная деревянной мебелью, кулинарная зона представляет собой образцовый стиль кантри. При ее проектировании несомненно учитывались вероятные сценарии движения (возможность попасть на террасу, удаленность от гостиной и в то же время неразрывная связь со столовой). Относительно небольшое ее пространство использовано с максимальной выгодой. Кстати, примыкающие к самому потолку верхние шкафы не только хорошо смотрятся, но и решают проблему оседания пыли (одним местом уборки меньше).
Пожалуй, наиболее эффектный акцент гостевой зоны — камин, «обнимающий» среднюю колонну. Великолепно оформленный портал (авторский дизайн), еще более оттененный сдержанным по колористике каменным основанием, не может не привлекать внимание.
В библиотеку-кабинет и хозяйскую спальню, которые также расположены на первом этаже, ведут раздвижные двери. И это логично — в отличие от оправданного «глобализма» гостевой зоны, помещения этого типа всегда тяготеют к сепаратизму, то есть к абсолютной приватности.
В оформлении интерьеров предпочтение отдано столь популярным в наших широтах сочным тонам (желтому, оранжевому, терракоте), выгодно подчеркивающим солнечный свет, пронизывающий дом. (В более жарких регионах выбрали бы, конечно, белый знойный климат обязывает).
Мебель подобрана строго в соответствии с функциональным назначением каждого помещения. Изящная и удобно низкая — для гостиной, лаконичная и строгая для столовой. Особенно хороши явно антикварное бюро в кабинете, прекрасно гармонирующее с многочисленными полками и прелестным шахматным столиком, и буфет «под старину», примостившийся у стены в холле.
На втором этаже разместились еще одна гостиная (салон), две гостевые, сауна и подсобные помещения.
Нельзя не отметить весьма оригинальное устройство «банной» комнаты: сауна и ванна увязаны в единый комплекс. Причем купель «утоплена» в подиум, к которому ведут ступеньки, покрытые, как и прочие поверхности (стены и пол), пробкой. Над ванной для вящего удобства устроена локальная подсветка.
Ландшафтный дизайн минимален: само здание укрылось под развесистыми ветками величественных платанов, а участок представляет собой ухоженный газон с едва различимыми тропинками, дискретно выложенными плитками. Хозяева гораздо больше позаботились об украшении экстерьера, посадив у дома кустарники, цветы, а для разнообразия «разбавили» их валунами и крупными глыбами.