МФЦ задумывался для облегчения нашей с вами жизни, однако получилось не совсем так.
МФЦ – многофункциональный центр оказания государственных услуг. Здесь можно получить различные госуслуги по принципу «единого окна». Например, сюда надо обращаться для получения паспорта, полиса медицинского страхования, выписки из ЕГРП, регистрации актов гражданского состояния, постановки на налоговый учет и многое другое, в том числе и для регистрации сделок с недвижимостью. Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп», обращает внимание, что «практически все договоры, влекущие переход или возникновение права собственности на недвижимость, подлежат государственной регистрации. Речь идет о договорах долевого участия в строительстве, дарения, ренты и т. д. Договор дарения, заключенный на словах или даже на бумаге, но не зарегистрированный в Росреестре, юридической силы не имеет. К исключениям относится договор купли-продажи недвижимого имущества». Сам договор купли-продажи регистрировать не надо, по закону он считается заключенным с момента подписания, но переход права собственности по этому договору уже подлежит регистрации. Таким образом, при любых сделках с недвижимостью обойтись без Росреестра невозможно.
Раньше все эти договора регистрировались напрямую в Росреестре, и занимала эта процедура от пяти до тридцати дней в зависимости от вида договора, ведь все документы в Росреестре проходят правовую экспертизу, а это требует времени. Сейчас подача на регистрацию происходит в МФЦ, а это законно удлинило процедуру на четыре дня. Сергей Крахин, начальник правового управления «МИГ-Недвижимость», разъясняет так: госрегистрация сделок все также и осуществляется Росреестром, а МФЦ лишь передает им все необходимые документы, то есть занимается посреднической деятельностью. И вот именно из-за наличия посредника срок регистрации по закону увеличился на четыре дня: «срок передачи МФЦ в Росреестр документов для проведения госрегистрации сделки с недвижимостью не должен превышать два рабочих дня, и срок передачи Росреестром документов в МФЦ о проведенной госрегистрации также не должен превышать два рабочих дня». Однако опыт показывает, что срок регистрации увеличился не на четыре дня, а на значительно большее время. Дарья Степина, ведущий специалист по регистрации департамента оформления компании «НДВ-Недвижимость», отмечает, что в реальности можно прождать дополнительно и две недели. Причем, все документы регистрируются в срок, так как именно это требуется законом, и задержки связанные прежде всего с процессом передачи!
Казалось бы, рано или поздно сделку все равно зарегистрируют, жди. Но ситуации бывают разные, и иногда ожидание приносит очевидные неудобства. Так Мария Литинецкая отмечает, что «от задержки регистрации ДДУ, в первую очередь, пострадает застройщик, так как по закону он не имеет права брать ни одного рубля от покупателя, пока не будет зарегистрирован договор. Однако и самому дольщику приходится несладко. Во-первых, задержка регистрации – это потраченные нервы. Во-вторых, покупатель не может, например, спокойно уехать в отпуск. Если договор все-таки зарегистрируют, то дольщик должен оплатить его в течение определенного срока, обычно это пять рабочих дней. Не сделав это, покупатель может распрощаться со своей будущей квартирой – застройщик вправе расторгнуть договор».
Большие неудобства из-за задержки регистрации возникнут у покупателей на вторичном рынке, которые для наличных расчетов привлекают банковские ячейки. Ячейка обычно арендуется на определенный срок, а доступ к ней можно получить, лишь предъявив зарегистрированный договор купли-продажи! Нет такого договора – нет доступа! И здесь придется либо договариваться с покупателем о продлении срока аренды, либо отказываться от регистрации и искать нового покупателя.
Есть и другие орехи в работе МФЦ. Дарья Степина отмечает недостаточную компетентность сотрудников, которая также приводит к потери лишнего времени. Например, сотрудники МФЦ не могут дать клиентам необходимых разъяснений, и для нужной консультации приходится ехать в ФРС. Кроме того из-за недостаточной компетентности сотрудник МФЦ может не взять какие-то необходимые документы, не завести регистрационное действие, неверно рассчитать госпошлину т. д. Все это, как отмечает Степина, приводит к приостановке процесса регистрации, заявитель вынужден ехать в ФРС, узнавать причину приостановки и исправлять это. Иногда это может приводить и к отказу в регистрации.
Сергей Крахин также отмечает, что между МФЦ и необходимыми отделами Росреестра нет возможности оперативно связаться друг с другом и быстро передать недостающие или дополнительные документы. Также существует риск утраты сданных документов в процессе обмена между МФЦ и Росреестром. Дарья Степина обращает внимание, что при утрате необходимых документов, не понятно, кому предъявлять претензии, так как этой перевозкой по договору занимается отдельное юридическое лицо.
Безусловно, все эти огрехи связаны с человеческим фактором, с недостаточным опытом сотрудников МФЦ и с тем, что там работают универсалы, которые должны знать и уметь все, а это, как известно, невозможно. Но адвокат Олег Сухов обращает внимание, что сотрудники МФЦ изучают свои новые обязанности, для их обучения привлекают специалистов Росреестра, поэтому со временем количество проблем уменьшится. Однако, как отмечает адвокат Олег Сухов, другого способа подать на регистрацию у физических лиц с 1 января 2014 годва нет. Варианты есть у юридических лиц. Мария Литинецкая рассказывает: «Подать заявление о государственной регистрации прав можно и в территориальный орган Росреестра или в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра». Кроме того, можно отправить нотариально заверенные документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в территориальный орган Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости».