Казалось бы, дружить с соседями – само собой разумеющаяся норма. Однако лично вы дружите? В лучшем случае, вы знаете их имена. А ведь может быть и по-другому.
Когда-то с соседями дружили, ходили в гости, пили чай, беседовали, брали взаймы, отмечали праздники, пели песни, даже входные двери закрывали на замок только на ночь. Жили тогда мы практически все одинаково, но это никого не смущало, ведь все было «как у людей». Сейчас многое изменилось, мы тоже живем «как люди», но богаче и интереснее, только вот при этом мы можем и не знать, как выглядит наш сосед. За примером далеко ходить не буду. Возьму себя и свою лестничную площадку, где кроме моей еще две квартиры. Соседей знаю в лицо, знаю состав их семей, с одними даже регулярно здороваюсь и могу поболтать о жизни. С другими все сложнее, вернее, там сложнее с мужем. Если мы вместе зайдем в подъезд, то он будет усиленно искать почту в своем почтовом ящике, чтобы только не открывать при мне свою входную дверь. А уж если он как-то не успел воспользоваться «почтовым» поводом, то откроет свою дверь ровно на столько, чтоб смочь протиснуться. И я давно поняла, что мне ни в коем случае нельзя видеть, как они живут. Надо заметить, что и желания такого у меня не возникало. Однако я все равно считаю это ненормальным. Нормально – это когда моя мама приходила к соседке и говорила: «Нина, пошли, посидим, у меня пирог готов». Нормально – это когда уже Нина приходила к маме и сообщала: «Я мебель новую купила, приходи, посмотришь».
Почему мы стали замкнутыми? Почему наш мир не выходит за пределы нашего порога? Ответов, безусловно, много, и все они разные. Один из них кроется в том, что долгое время само жилье не располагало к общению. Мы покупали дешевое жилье в чистом поле, делали мало-мальски приличный ремонт, отмечали новоселье и начинали жить. А что значит жить в чистом поле? Это значит, до работы ехать час или больше и после нее, по ходу отвозить детей в сад или школу, а потом забирать, кроме этого прикупать продукты, лекарства и прочие необходимые вещи. Когда раньше ты начинал жить в новостройке, то сперва появлялись жители, а уж потом автобусы, а еще позже магазины, поликлиники и прочие жизненно необходимые объекты. Получается, что это не мы такие злые, а у нас, как у почтальона Печкина, «велосипеда не было», то есть возможностей.
Но рано или поздно все становится на круги своя. И рынок недвижимости наконец-то повернулся к потребителям и задумался о нашем комфорте. Надо заметить, что сделал это рынок не из-за своих душевных побуждений, а благодаря большой конкуренции. Коммерческий директор GLINCOM Иван Татаринов объясняет: «В условиях высокой конкуренции девелоперам приходится бороться за покупателя, предлагая ему все более и более комфортные условия для жизни. Даже при сравнительно невысоком бюджете, до 4-5 млн. рублей, есть масса вариантов для выбора. Появился даже отдельный сегмент жилья – комфорт. Покупателю уже недостаточно просто информации, что это монолит, покупатель становится все более и более требовательным». Кроме того, как отмечает Александр Дубовенко, учредитель компании GOOD WOOD, в покупке недвижимости всегда есть объективные показатели, а есть и эмоциональная составляющая. Отчего понравился именно этот поселок или дом, иногда не знает и сам покупатель.
Итак, застройщик вынужден заботиться о нашем комфорте, он на уровне планирования уже думает о нас. Он вынужден это делать, чтобы привлечь к себе внимание, доказать, что мы именно о жилье в его объекте мечтали всю свою жизнь. Безусловно, реальность немного отличается от грез, поэтому покупателей в зависимости от их возможностей интересуют разные аспекты. Ольга Магилина, директор департамента маркетинга компании «Магистрат», рассказывает: «Покупателей эконом-класса в первую очередь интересует цена и транспортная доступность объекта, а те, кто желает приобрести «элитку», как правило, интересуются статусом дома и района, его архитектурой, качеством строительства и уровнем отделки входных групп, наличием развитой инфраструктуры и собственной огороженной территорией». Но не стоит думать, что наслаждаться комфортом могут лишь жители очень дорогого жилья. Безусловно, их комфорт нам часто и не снился, но и покупатели современного бюджетного жилья не испытывают никакого дискомфорта. Коммерческий директор ФСК «Лидер» Григорий Алтухов считает, что в комфортной, дружественной среде нет ничего необычного, что сейчас это норма, а не исключение: «Заблуждение думать, что благоустроенная придомовая среда стоит у покупателя в числе последних приоритетов».
Итак, школы, детские сады, поликлиники и прочие необходимые объекты есть почти в каждом современном комплексе, а если их нет, то они располагаются где-то поблизости. Кроме этого, никого не удивить парковками и детскими площадками. Однако сейчас нормой становятся и парковки для велосипедов, и колясочные, и охрана не только «элитных» домов, и спортивные площадки, и места для роллеров. Есть и изыски. Так, в проекте ApartVille есть корзинка с зонтиками и мойка для лап собак. А в проектах компании Urban Group в сегменте комфорт-класса предлагается уникальная авторская архитектура, кладовки по привлекательным ценам, более 50 планировок жилья, в том числе трехуровневые квартиры, квартиры на мосту и даже круглые квартиры!
Однако комфорт – это не только, когда все под рукой, это еще и наличие мест для встреч, прогулок и другого приятного времяпрепровождения. Максим Столяр, креативный директор, руководитель архитектурной мастерской ЗАО «Терри Аури», рассказывает, что в современных кварталах тщательно разрабатывают план территории, учитывают потребности всех жителей, в том числе и людей с ограниченными возможностями. Сделать это позволяет современная квартальная застройка, которая делит пространство на общественное и внутреннее. На внутренней территории создают уютные зеленые зоны для отдыха, детские и спортивные площадки. Общественная территория отдается социально-коммерческим объектам. Именно такие принципы были учтены при строительстве социального жилья на Базовской улице в Западном Дегунино.
Кроме дворов, изолированных от транспорта, и лавочек под деревьями, есть на рынке и более интересные решения. Леонард Блинов, директор по маркетингу Urban Group, рассказывает, что компания уделяет особое внимание благоустройству общественных зон. К примеру, в «Городе набережных» созданные искусственные каналы и озеро, вокруг которых будет организована набережная. Кроме этого, собственным прудом может похвастаться ЖК «Садовые кварталы», в UP-кварталах от ФСК «Лидер» есть зона барбекю. Одним словом, современные жилые комплексы делают все возможное, чтоб у вас было время и возможность выйти за пределы своей любимой квартиры и прогуляться недалеко от дома, посидеть поблизости с чашечкой кофе и обсудить с соседями все местные новости, или отметить свой день рождения во дворе собственного дома.