Современный рынок недвижимости поражает многообразием. Есть здесь и сетевые поселки. А что это за зверь, и где его искать?
Говоря о сетях, в первую очередь вспоминаются магазины: «Перекресток», «Пятерочка», «Белый ветер», «Рив Гош», «Детский мир», «Республика», «Связной» и т. д. Ни для кого не секрет, что крупным торговым сетям легче выживать, чем мелким частным магазинчикам. Они могут позволить из-за больших объемов торговать по более доступным ценам, кроме того, раскрученный бренд автоматически работает и для вновь открывшихся магазинов. Кроме магазинов есть еще и сетевые кафе, рестораны. И в этом бизнесе сети также имеют преимущества. Например, в спальных районах открываться могут только такие заведения. Там нет стабильного потока потребителей, и это является большой трудностью для одиночных кафе.
Итак, сеть – выгодный бизнес. А есть ли что-то подобное на рынке недвижимости? Оказывается, есть на загородном рынке.
Татьяна Алексеева, заместитель генерального директора Vesco Consulting, рассказывает, что «сетевые загородные поселки – это несколько загородных комплексов, реализуемых одним застройщиком, имеющих схожую концепцию и стиль». Такие комплексы могут располагаться недалеко друг от друга, а могут быть построены в совершенно разных направлениях. Местоположение здесь не играет принципиальную роль, главное – они должны иметь общую идею, стилистику и/или название. Если поселки находятся поблизости, то обычно имеют общую инфраструктуру. Татьяна Алексеева вспоминает, что первый такой сетевой поселок появился в 2005 году. Это была «Солнечная долина» на Киевском шоссе. «Тогда еще ни о какой сети проектов речь не шла: «Большая земельная компания» вышла на розничный рынок со своим первым проектом. Высокий интерес покупателей позволил вывести на загородный сегмент еще ряд проектов: «Солнечная слобода», «Усадьба Тишнево», «Слобода-2», «Слобода-3». После этого все проекты были объединены под брендом «Долина имений». К продаже в них предлагаются только земельные участки без подряда на строительство», – комментирует эксперт. Примерно в тоже время начались продажи в «Берендеевом Царстве» по Симферопольскому шоссе, однако кризис 2008 года притормозил строительные планы. Новые проекты сети вышли лишь в 2011 – «Берендеев Лес» и «Большие озера». Сейчас комплекс «Берендеево Царство» реализует четыре коттеджных поселка под одним брендом.
Сергей Мазенков, генеральный директор компании «Родные земли», отмечает, что речь не идет о формировании поселков-близнецов, здесь, скорее, уместно говорить о применении отработанных подходов к формированию типового продукта. Однако не стоит думать, что создать сеть легко и просто. Руководитель департамента загородной недвижимости компании «НДВ-Недвижимость» Андрей Муравьев считает, что создание таких поселков требует серьезного и вдумчивого подхода. Во-первых, это невозможно в дорогом сегменте. Безусловно, каждый из нас все же мечтает не о типовой квартире в типовом доме, а о неповторимом доме своей мечты. Но индивидуальные мечты обычно стоят дорого. Илья Менжуров, директор департамента загородной недвижимости компании «Метриум Групп», отмечает: «Большинство покупателей загородных домов предпочитают уникальные концепции поселков, которые бы отражали индивидуальность их жителей». Наверное, именно поэтому сетевые поселки реализуются в сегменте эконом-класса на значительном удалении от Москвы. Здесь покупателю важно именно сэкономить. Во-вторых, сеть предполагает некую единую архитектурную концепцию. Но, по мнению Андрея Муравьева, в недорогом сегменте, когда продаются участки без подряда, об этом не приходится говорить: каждый строит так, как желает. Если же покупателю «навязывать свою волю» и предлагать дома определенной архитектуры, то это приведет к увеличению стоимости, что снизит круг возможных покупателей. Татьяна Алексеева подтверждает, что основной объем предложения в сетевых поселках составляют земельные участки без подряда на строительство. Их 81 %. Но есть на рынке и исключения! Например, сеть поселков «Оквиль», где к продаже предлагаются недорогие апартаменты и студии. Эти жилые комплексы «Оквиль» расположены рядом с крупными подмосковными городами Королев, Пушкино, Щелково. Кроме этого, компания GOOD WOOD заявила о намерении сделать свой любимый поселок «Фламандия» сетевым. У компании уже есть «Фламандия» на южном направлении, и она собирается строить «Северную Фламандию».
Для кого же это выгодно?
Все эксперты отмечают выгоду всех участников. Сергей Мазенков рассказывает, что подобные сети выгодны собственникам земельных активов: «предоставляя на управление свои земельные активы, собственники уверены в эффективности типовых схем и доверяют отработанному способу использования этих активов».
Это выгодно и застройщику. Мазенков отмечает, что сеть позволяет сократить расходы на управление активом, используя стандартные решения. По мнению Александра Дубовенко, учредителя компании GOOD WOOD, это позволяет застройщику также экономить на брендинге: не надо выдумывать бренд, логотип, сайт и все остальное, надо просто построить поселок-клон в другом месте. Кроме этого, здесь есть хорошее подспорье для продаж. Например, если люди заходят купить дом во второй «Фламандии», которая только начинает строиться, то им уже могут показать готовый продукт, существующий в реальности, чтобы они поняли, какие золотые горы им обещают.
И особенно радует факт, что, в конечном итоге, это выгодно и покупателю, который покупает продукт с лучшим соотношением цены и качества.
Предложения
Если вас заинтересовали сетевые поселки, то самые масштабные сети на сегодняшний день – «Истринская Долина» и «Близ Оки». Кроме этого, все проекты компании «Родные земли», а также «Долина имений», «Капитан Club», «Оквиль», «Берендеево Царство», «Московский берег», «Хочу на дачу», «Близ Оки», «Ковалево» и «Британхаусы».
По данным Vesco Consulting в марте 2014 ожидается выход новых поселков в сети «Русские сезоны» – «Соловей», «Альгамбра», «Лебединое озеро» и «Нарцисс». Также сейчас на рынке реализуется поселок «Вестфалия», но застройщик Peter Haus заявляет, что это пилотный проект будущей сети загородных комплексов. Там продают дома построенные по каркасной технологии и участки без обязательного подряда на строительство. Кроме этого в 2009 году на рынке появился первый поселок сети «SmartVille» от MOZAIK Development – «SmartVille Дмитровка». В планах MOZAIK Development выход аналогичных проектов под тем же брендом, но по другим направлениям.