Выбираем образовательную программу для первого класса

Образование – одна из самых наболевших тем. Процесс обучения волнует всех, но особенно – когда ваш ребенок идет в первый класс. Чем руководствоваться при выборе школы? Как сделать школьную жизнь малыша увлекательной? Какую программу выбрать?

«В первый раз в первый класс мы шагаем дружно! Много нас, много нас – нам учиться нужно!» Действительно, учиться нужно. Но ведь и учиться можно по-разному, тем более что сейчас есть и общеобразовательные школы, и специализированные, и лицеи, и гимназии. А каждый из нас, отдавая своего малыша в школу, мечтает дать ему самое лучшее. Мы мечтаем, что наш ребенок будет учиться лучше всех, что этот процесс будет легким, что отношения сложатся и все будет прекрасно. Однако мечты мечтами, а в реальности все сложнее.

В настоящее время обучение в начальной школе осуществляется по новым образовательным стандартам1. Говорят, что эти стандарты отвечают духу времени, что они необходимы, смещают акцент образования на духовно-нравственное развитие, на воспитание, формирование умения учиться, а также развивают творческие особенности ребенка. Согласно федеральному государственному Изображение: Выбираем образовательную программу для первого классаобразовательному стандарту (ФГОС), наши малыши должны за первые четыре года обучения успешно развиваться как личности, у них должна сформироваться система умений, предметных и универсальных способов действий, которые помогут получить образование в средней школе, и должно воспитаться умение учится.

Звучит все умно, достаточно красиво, и вряд ли какой-нибудь родитель не захочет, чтоб у его ребенка это сформировалось. Но ведь по существу нам надо, чтобы наше чадо научилось читать, писать и считать. Лично мне как маме двоих детей понятно, что начальная школа дает азы, без которых потом очень тяжело. И мне было не нужно, чтобы моя дочь рисовала по три иллюстрации к каждой сказке, придумывала загадки, вела подробнейший читательский дневник, зачем-то проходила информатику без компьютера и получала бесконечные домашние задания на каникулы! Мне было достаточно, чтобы она овладела необходимыми знаниями и навыками и чтобы у нее не отбили охоту ходить в школу. Но государство ввело ФГОС с 1 сентября 2011 года, так что будем стандартизироваться и смотреть, что получится из очередной затеи улучшить качество обучения.

Все по программе

Обучаться можно по-разному, тем более, что процесс этот может идти по разным программам, которые выбираются школой. Рассмотрим самые популярные программы на данный момент.

«Школа России» – традиционная программа, которая существует уже десятки лет. Не стоит отметать ее, считая, что она давно устарела. Естественно, в ней произошли изменения, программа многократно обновлялась и совершенствовалась. Лично я вижу в ней одно важное преимущество: эта программа проверена временем. Ни одна из современных программ не отрабатывает с такой тщательностью необходимые навыки (счет, письмо, чтение). Мы с вами учились по ней, и все с нами нормально. Так что если у вас нет личного негатива к этой программе, то не стоит от нее сразу отказываться.

Во многих школах с успехом практикуется программа «Гармония». Здесь уже идет опережающее обучение,  развивается логическое мышление, учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут объяснить ребенку пропущенный материал. Так что решайте сами, хотите ли вы кого-то опережать и самостоятельно что-то объяснять.

Изображение: Выбираем образовательную программу для первого классаПрограмма «Начальная школа XXI века»  рассчитана на эрудированных детей, и ее преподавание очень сильно зависит от учителя. Попадете к профессионалу – ребенок будет все успевать и понимать, не попадете – станете педагогом сами. Я в своей практике прошла два пути. С дочкой был второй вариант: уроки до ночи, постоянная нехватка времени, мое объяснение всех тем и нервотрепка. По молодости ругала программу, никак не могла понять, почему так тяжело, ведь девочка моя объективно была смышленой. А сын попал к профессионалу, так что я даже не знала, какую тему проходит его класс. Оказалось, надо просто уметь обучать по этой программе ребятишек.

«Школа 2100» – самая распространенная программа. Ее главное и бесспорное преимущество – преемственность между всеми ступенями школы. По ней дети могут учиться, начиная с первого класса и заканчивая поступлением в вуз. И это не должно удивлять, так как многие программы начальной школы рассчитаны лишь на первую ступень обучения. Вот разовьете вы своего малыша с опережением, а потом он в пятом классе будет  учиться по обычной традиционной программе!

Система Занкова развивает самостоятельность и творчество. Здесь учитель не просто дает готовые знания, а заставляет детей находить истины самостоятельно. Например, в традиционной программе учитель знакомит с новой темой, правилом и т. п., а потом уже знания закрепляются упражнениями. В этой же системе сначала даются примеры, а дети сами должны сделать выводы. Естественно, материал закрепляется на практике. Следует заметить, что у этой программы высокий уровень сложности.

Система Эльконина – Давыдова также относится к развивающим программам. Это очень сложная программа, где упор делается не на усвоение знаний, а на способы их постижения. Я бы сказала, что эта система обучения предназначена для одаренных детей.

Это лишь некоторые программы, есть и другие. Все они утверждены и рекомендованы Министерством образования и апробированы на практике. Кроме того, каждая из них ориентирована на единый стандарт, так что по любой из них ребенок получит необходимые знания, умения и навыки. Правда, где-то он получит и несколько больше, но у всего есть и свои обратные стороны. Не стоит переоценивать возможности своего ребенка и создавать ему лишние сложности. Ребенок, особенно первоклассник, должен иметь время погулять, поиграть, позаниматься в дополнительной секции и просто полежать на диване, ничего не делая. Если он не будет перегружен, это совсем не означает, что он будет глупым. Наоборот, это поможет ему гармонично развиться, не возненавидеть школу, а вспоминать ее с благодарностью.

Изображение: Выбираем образовательную программу для первого классаЯ до сих пор помню, когда у моих знакомых мальчик весной делал английский на лавочке с бабушкой. На мой вопрос, почему он не играет, а делает уроки, бабушка ответила, что задали слишком много, а ведь надо и свежим воздухом дышать. У малыша не было времени покататься на велосипеде, поиграть в догонялки, покачаться на качелях! У него было слишком много уроков! Я же убеждена, что все надо развивать гармонично, что умение гонять по двору на велосипеде не менее ценно, чем умение безошибочно считать столбиком.

Безусловно, есть одаренные дети, которым неинтересно учиться по простым и несложным программам. Но таких детей не много. Много развитых и смышленых, с которыми активно занимаются родители или няни. Но ведь не все одиннадцать лет обучаться вместе с кем-то, это надо делать самостоятельно. Так что не переоцените возможности ребенка. Не стоит думать, что лучше быть троечником в математическом лицее, чем хорошистом в обычной школе, в школе формируется и мировосприятие ребенка. Имено здесь он либо поверит в свои силы, либо станет неудачником.

Лично я выбрала для детей обычное образование и не лишала их личного времени. Ведь к 11 классу задача у всех одинаковая – сдать ЕГЭ и поступить в вуз. И здесь не имеет значения, все ли 11 лет ребенок корпел над учебниками или последние один-два года  занимался с репетитором, они все поступают в одинаковые высшие учебные заведения!

sob.ru