Риски отельного бизнеса: там, где недвижимо и нестабильно

Бытует мнение, что гостиничный бизнес весьма стабилен, однако многочисленные исследования показывают обратное. Аналитики оценивают риски этого сегмента экономики на 7 баллов по 10-балльной шкале, приравнивая сферу гостеприимства по степени опасности, подстерегающей начинающих и опытных предпринимателей, к черной металлургии.

Человеческий фактор – главная причина рисков

Сфера услуг – самая непредсказуемая из всех видов бизнеса. Сейчас в центре внимания сырьевой сектор: специалисты любят поговорить о зависимости от поведения мировой биржи, цен на ресурсы, но определяют-то их люди, и даже в этой сфере тонкие психологические нюансы оказывают значительное влияние на развитие ситуации. А в гостиничной сфере человеческое воздействие максимально. Финансовые потери бизнеса гостеприимства по этой причине так значительны, что стоит рассмотреть подробнее возможные варианты:

Нежелание оплачивать услуги проживания вследствие неоправданных ожиданий

Изображение: Риски отельного бизнеса: там, где недвижимо и нестабильноОчень распространенная ситуация. В идеале задача гостиничного объекта – понравиться всем гостям. Но даже с ресурсами пятизвездочных отелей крупных международных сетей это сделать весьма непросто. А мини- и апарт-отели постоянно сталкиваются с огромным количеством претензий постояльцев, их ожиданиями, не соответствующими уровню отеля. Ни один сезон не обходится без скандалов – на памяти у каждого опытного администратора немало сложных и даже критических ситуаций, просьб и требований о возврате денег за проживание, отказ оплачивать номер и т. п.

Лучшим вариантом, предупреждающим возникновение подобных проблем, является размещение правдивой информации на сайте отеля и предоставление верных сведений об уровне гостиницы, возможных дополнительных услугах, меблировке номера, сантехническом оборудовании и разнообразии меню потенциальным клиентам по телефону и при личном общении с администратором. Увы, зачастую в погоне за прибылью и владельцы, и персонал преувеличивают возможности отеля. В этом случае сложно полностью избежать недовольства со стороны посетителей.

Отказ от заезда в номер без предупреждения и отмены бронирования

Отказ от заезда без отмены брони – достаточно распространенный случай. Составляя бизнес-план деятельности отеля, необходимо учитывать: не менее 15 % всех телефонных заказов и до 10 % бронирований по Интернету с использованием формы, размещенной на сайте отеля, оказываются ложными.

Уменьшить потери в этом случае может организация бронирования через кредитную карту: в случае отказа от заселения с неё будет снята определенная сумма, о чем потенциального клиента следует известить заранее. По такой схеме работают практически все европейские отели от 3 звезд и выше. Понятно, что для отечественных отелей уровня 2–3 звезды полный переход на кредитную систему оплаты проживания проблематичен – возникает риск потерять немалую долю клиентов. Но в любом случае установка кредитного терминала, возможность приема средств таким образом и предварительный запрос данных кредитной карты заранее помогает Изображение: Риски отельного бизнеса: там, где недвижимо и нестабильноснизить вышеуказанные риски.

• Случаи травм на территории отеля

Таких ситуаций хоть отбавляй: постояльцы поскальзываются на влажном полу в ванной комнате, обжигаются утюгами и горячим кофе, даже умудряются падать с кроватей во сне.

Никогда не стоит забывать о возможностях бытовой травмы для клиентов, поэтому все постояльцы должны быть застрахованы хотя бы на небольшую сумму. Большинство российских отелей, независимо от ранга, не страхует постояльцев, в ряде случаев предпочитая в форме заселения подпись под пунктом о форс-мажоре. Надо сказать, что не всегда это помогает избежать претензий со стороны клиентов, в том числе и финансовых: «форс-мажор» – весьма расплывчатое понятие и всех возможных случаев в рамках стандартной договоренности не перечислить. А вот типовой договор страхования как раз-таки приводит почти исчерпывающий список возможных неприятностей, от которых можно застраховаться.

Что же стимулирует людей открывать отели при таком количестве разнообразных рисков?

Преимущества гостиничного бизнеса

Несмотря на обилие сложностей в секторе гостеприимства, ежегодно в России открываются все новые и новые отели. Осведомлены ли новоиспеченные хозяева обо всех трудностях, которые их подстерегают?

Как правило, нет. Это демонстрируют традиционно слишком оптимистичные бизнес-планы: до сих пор многие владельцы ожидают 80-100%-ной загрузки от отеля уже в первый год работы, что практически недостижимо. Даже опытные отельеры, имея представление о пресловутом человеческом факторе, тем не менее определяют его как надежный сектор финансовых вложений. Изображение: Риски отельного бизнеса: там, где недвижимо и нестабильноОбъясняется это тем, что зачастую сам бизнес и объект, с помощью которого он ведется, в сознании предпринимателей разделяются.

Каким бы ни было трудным управление гостиницей, само здание, находясь в собственности, стоит значительных денег, и в большинстве случаев эта цена медленно, но верно растет с каждым днем. На рост влияет и общая тенденция к увеличению стоимости коммерческой недвижимости, и развитие отеля – чем дольше он в секторе бизнеса, чем больше у него клиентов, тем он дороже. Поэтому гостиницу, только вышедшую на уровень окупаемости, но уже имеющую стабильный поток постояльцев, к тому же находящуюся в месте повышенной проходимости (центр города, перекрестки оживленных транспортных магистралей), можно продать за весьма высокую цену. Работа, которая ведется в отеле годами, направлена не только на формирование круга постоянных  клиентов и дохода от продажи проживания в номерах, но и на повышение стоимости самого здания отеля.

Поэтому, как бы ни были высоки риски бизнеса, связанного с недвижимостью, его преимущества остаются вечными: медленный, но стабильный рост стоимости участка земли и размещённого на нём здания.

sob.ru