В Москве появилась новая жилищная мода: обычные гаражи продаются и сдаются в аренду как квартиры. И это уже целый бизнес, причем, как правило, не особо легальный, обнаружила "Комсомольская правда".
В прошлом году Рунет потрясла история блоггера, который на одном из форумов подробно рассказал о том, как всего за 300 тысяч рублей построил себе дом в Москве. Секрет в том, что это дом-гараж. Как поведал автор, пишущий под ником 919919919, в 2006 году он приехал работать в столицу из глубинки. Два года мыкался по съемным квартирам, а в разгар кризиса, осенью 2008-го, взял и купил за 45 тысяч рублей обычный металлический гараж "в 10 минутах пешком от метро, в престижном районе столицы, в 9 км от работы и всего в 10 км от Кремля".
Дальше закипела кропотливая работа. Гараж мужчина снес. На его месте поставил контейнер, сверху - бытовку. И начал потихоньку обустраивать свое двухэтажное хозяйство: утепление, обшивка, постилка линолеума. Работал один, без помощников, по выходным.
Блоггер неделя за неделей вел учет потраченных на свой проект денег, подсчитывая все траты - от покупки монтажной пены с шурупами до досок и всяких технических штуковин. Фотографировал, как преображается его будущее жилище.
Спустя четыре месяца после начала работ энтузиаст переехал в свою "квартирку" с надувным матрацем, компактной душевой кабинкой, маленьким телевизором и плиткой на две конфорки, работающей от газового баллона. По весне из остатков старого гаража нарастил задний фасад, пространство между "домом" и соседским гаражом стало "прихожей" - полностью закрытым помещением с лестницей на второй этаж. После покраски дом-гараж, судя по фото, внешне выглядит вполне симпатично, особенно на фоне покосившихся и облезлых соседей.
"Из смутного проекта домик превратился в уютное жилье. Мне не нужно было толкаться в метро, парковочное место под окном, у меня нет шумных соседей. Одним словом, я жил в идиллии, никак не ощущая проблем, беспокоящих москвичей..."
По словам блоггера, в обустроенном гараже он прожил около пяти лет: "За это время я сэкономил около 1,5 миллиона рублей на аренде жилья. Добавив к накоплениям деньги от продажи своей квартиры в замкадном N-ске, купил отличную квартиру в Москве, в семи минутах пешком от метро", - хвастается автор. В октябре прошлого года дом-гараж был выставлен на продажу за 400 тысяч рублей и, как сообщил автор, уже продан.
Веселая каморка для компаний художников и работяг
Между тем московские дома-гаражи - это уже целая тенденция и бизнес, отмечает "КП". Объявления о продаже переделанных под жилье гаражей найти в интернете несложно. Газета цитирует один из свежих вариантов: "Первый этаж - мастерская, второй - жилой. Две комнаты, кухня, прихожая, ванная, горячая и холодная вода, электричество. Цена 1 700 000 рублей". Как выяснил корреспондент "КП", позвонивший по указанному в объявлении телефону, объект находится на проспекте Вернадского в одном из гаражных кооперативов. На месте оказалось, что достроенных двухэтажных "домов-гаражей" там немало, а в некоторых работы в самом разгаре.
Аслан, хозяин жилища за 1,7 миллиона, рассказал, что несколько лет он этот гараж сдавал под автомастерскую - за 40 тысяч рублей в месяц. Некоторые соседи тысяч за 30 пускают в утепленные комнаты по пять-шесть гастарбайтеров. "Если брать будешь - я уступлю, - сообщил он журналисту, представившемуся покупателем. - Имей в виду, у меня тут еще четыре гаража. Состояние у них похуже, но ночевать тоже можно".
А в гаражном кооперативе на другом конце Москвы байкер Вадик объяснил, как устроен этот мир. К примеру, в Печатниках вторые этажи даже достраивать не пришлось. Они еще с советских времен стоят - стройными кирпичными рядами. Снизу гаражи, сверху - комнаты для отдыха. В новое время их, конечно, каждый владелец обустроил по своему вкусу и карману. Под жилье сдается примерно половина. Публика очень разная - музыканты, работяги из российских регионов, приезжие из Средней Азии. Автомастерские здесь тоже есть, но их единицы.
"Система такая же, как если ты просто квартиру снимаешь, - говорит Вадик. - Платишь за два месяца вперед, это депозит. Зато "агентских" нет". В среднем, по его словам, один гараж выходит 15-20 тысяч в месяц. Плюс две тысячи за дворника и охрану, ну и "коммуналка": отопление на электричестве - зимой выходит пять-шесть тысяч. Недешево, поэтому многие снимают с друзьями в складчину. На резонный вопрос журналиста, почему бы за эти деньги не снять нормальную однокомнатную квартиру, Вадик ответил, что в гараже веселее и к тому же не нужно "ломать голову со стоянкой".
"Будь готов что-нибудь соврать"
Несмотря на то что по закону в гаражах жить нельзя, проблем с контролирующими органами нет, заверил Вадик: "Да тут все просто. Главное, чтоб у тебя на случай проверки "легенда" была. Это здешняя администрация сразу обговаривает: если кто спросит, будь готов что-нибудь соврать. Например, что с ремонтом машины провозился, устал, решил тут заночевать. Или что ты художник какой-нибудь, приходишь сюда работать, чтоб никто не отвлекал. Кстати, официально-то тут все тип-топ: большинство из нас официально гаражи снимает, по договорам аренды или субаренды".
Между тем юристы подтверждают, что сдавать гаражи как обычные квартиры незаконно. Хотя бы потому, что это нежилое помещение и оно не соответствует необходимым для проживания людей нормам. А если эта аренда еще и никак не была оформлена документально - еще и уклонение от уплаты налогов. По закону, для собственника гаража это может потянуть на штраф от 100 тысяч рублей или даже на год лишения свободы, пишет "КП".
Надо отметить, что москвичи в этом плане не одиноки. Сдают свои гаражи под жилье и британцы - причем зачастую тоже делают это нелегально и с казусами перепланировки.
Кроме того, чтобы сэкономить на арендной плате, даже лондонцы, имеющие вполне нормальную работу, стоят в очереди за жильем в пустующих офисных зданиях. Бывает, по цене квартиры даже удается снять целый этаж. Для владельцев смысл в том, что такие арендаторы охраняют помещение от бродяг-сквоттеров.
А под Лиссабоном художников и представителей других креативных профессий, не имеющих возможности снять обычное жилье, селят в нагроможденные друг на друга контейнеры и старые автобусы. Правда, этот проект вполне легальный и местные власти им гордятся.
NEWSru.com