От подорожавших энергоресурсов пострадали не только рядовые жители, но и строительные компании, которые тратят миллионы киловатт на стройках и платят огромные деньги за ресурсы и доступ к ним.От подорожавших энергоресурсов пострадали не только рядовые жители, но и строительные компании, которые тратят миллионы киловатт на стройках и платят огромные деньги за ресурсы и доступ к ним. Усугубляет ситуацию пресловутый финансовый кризис, заставивший застройщиков считать каждый рубль. Однако на беды строителей монополисты ответили ростом тарифов на отпуск мощностей к новым объектам. Справедлив, но безответен и, наверное, безадресен вопрос: как можно одновременно говорить о кризисе в экономике, о мерах поддержки строительного сектора и при этом повышать тарифы?

Вопросы взаимодействия с естественными монополиями беспокоят строителей давно и очень серьезно. Особенно по оплате тепла, воды и электроэнергии в сдающихся и строящихся домах. И по этим вопросам продвижение, если так можно выразиться, есть, только явно не в пользу застройщиков. Новый год ознаменовался для них повышением тарифов на подключение мощностей ресурсоснабжающими организациями.

«Ситуация сегодня - хуже некуда. Произошло значительное и ничем не обоснованное, не подкрепленное никакими экономическими расчетами повышение оплаты за лимиты на подключение к мощностям, - считает Константин Анцинов, генеральный директор ОАО «Самаражилинвест». - Сегодня за подключение 1 кВт строители должны платить 35 тыс. руб.! Невольно вспоминается прекрасное время, далекие 8 лет назад, когда это стоило всего 1200 руб.».

У «Самарских тепловых сетей» (филиал ОАО «Самараэнерго») цены по отпуску мощностей остались пока на уровне прошлого года. Зато «Самараводоканалу» строители теперь должны платить по 120 тыс. руб. За эти деньги «Водоканал» обещает дать точку подключения и якобы сам выполнит все технические условия. Но где гарантия, что строителям теперь не придется самостоятельно выполнять техусловия? Ведь в прошлые годы именно строители выполняли технические условия, прокладывали сети и в большинстве случаев безвозмездно передавали их на баланс городу.

Не лучше складываются отношения с «Самарагазом». Сложность работы с газовой монополией – во множестве посреднических структур. Как рассказывают сами строители, одной структуре необходимо заплатить за согласование документации, другой – за разрешение проложить газовую трубу, третья взимает плату за пропуск газа к этой трубе, четвертая – за газ, который пришел, и так до бесконечности.

Более того, по мнению Константина Анцинова, сегодня монополисты требуют от строителей оплаты старых мощностей, которые строительная компания не успела проплатить в прошлом году, по новым расценкам. Естественно, такие меры еще больше усугубляют финансовое положение застройщиков.

По инициативе строительных компаний и профильных общественных организаций уже не раз этот вопрос поднимался на городском и областном уровне. Цель одна - тарифы на подключение мощностей оставить хотя бы на уровне прошлого года.

В частности, Любовь Аристова, председатель правления НП «Самарская гильдия строителей», сообщила, что в адрес вице-губернатора Самарской области направлено письмо с просьбой о наложении моратория на рост ставок за подключение новостроек к инженерным коммуникациям и городским сетям.

В этой связи заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Владимир Березовский отметил, что «правительство сегодня усиленно работает в направлении поддержки строительной отрасли и практически все проблемы, которые высказывались строительным сообществом, правительством Самарской области учтены в антикризисном плане. Кроме, может быть, одной – это уменьшение тарифов на подключение и закупку мощностей у ресурсоснабжающих организаций». Чиновникам приходится пока только констатировать, что рост тарифов действительно произошел, и он в условиях кризиса негативно воздействует на застройщиков.

Строители не раз пытались выходить на монополистов, но результата нет. Во всех ведомствах и министерствах один ответ: повышение тарифов произошло в связи со сложившимися экономическими условиями. Получается, что на монополистов никто не может повлиять – ни бизнес, ни власть, ни профессиональные сообщества.

А в результате застройщики, которые уже не знают, как в нынешней кризисной ситуации поправить свое финансовое положение, терпят еще большие издержки в связи с повышением расценок монопольными организациями.

Подорожавшие мощности могут привести к тому, что у строительной компании попросту не хватит денег на их подключение и придется заморозить объект. А приостановка проекта – очередные потери: нужно платить за аренду земли, содержать недостроенный объект и т.д.

Кроме того, по словам Олега Вахрамова, президента АСК «Спектр Недвижимости», существенно задерживает завершение объекта «просьба» монополистов заранее оплатить мощности, которые еще не подключены. В сегодняшней финансовой ситуации «денег заранее» у строителей нет, как правило, это инвестиционные или кредитные средства, по которым постоянно идет удорожание. В итоге ввод объекта приходится откладывать.

И, конечно, удорожание тарифов скажется на себестоимости строительства. «В процессе строительства мы тратим очень много ресурсов, на стройке практически все работает от электроэнергии – башенные краны, строительное оборудование и т.д. Даже на этой стадии расходуется очень много временной электроэнергии и других ресурсов, которые теперь стоят дороже», - замечает Что касается стоимости кв. м жилья, то на тех стройплощадках, где успели выкупить мощности в прошлом году, квадратный метр дороже не станет. А на новых объектах, где получить мощности еще только предстоит, произойдет увеличение себестоимости кв. м и, как следствие, его рыночной цены.

«Если раньше эта составляющая укладывалась в более-менее разумные рамки, то теперь она может доходить до 25%. Учитывая, что подключение мощностей наряду с расселением - две самые затратные части, о 25-30 тыс. руб. себестоимости строительства при сегодняшних условиях говорить нельзя», – резюмирует Константин Анцинов.

И тогда о каком росте ввода и повышении доступности жилья может идти речь, если условия для застройщиков со стороны монополистов постоянно ухудшаются? Ответ монополистов на кризис в строительной отрасли – удорожание ресурсов и услуг. И если государство намерено не то что повысить, но хотя бы сохранить темпы ввода жилья на прежнем уровне и все-таки реализовать нацпроект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», нужно срочно подключаться к решению этого серьезного и наболевшего вопроса. Пока же у всех только один ответ: «А вы попробуйте воздействовать на монополистов?!».


МНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ

Сергей Рыжков, директор по экономике и финансам ГК «Материк»:

- Сегодня среди строителей, общественных экспертов, депутатов, чиновников идет очень много разговоров по поводу того, чтобы в период кризиса оставить тарифы на отпуск мощностей на уровне 2008 года. Но пока реальных действий в этом направлении нет. При этом возникает вопрос: как местные власти могут повлиять на естественные монополии? На региональном или местном уровне власть на них тоже не имеет воздействия. Вопрос повышения тарифов решается на федеральном уровне. Есть соответствующее постановление российского правительства о том, что тарифы на услуги естественных монополий регулируются. Они ежегодно устанавливаются федеральным правительством и утверждаются во 2-й половине года. Так, в 2008 году в очередной раз было заложено повышение тарифов на будущий год в среднем на 20%. Кроме того, все ресурсоснабжающие организации не являются государственными структурами – в основном это ОАО, разве что «Водоканал» - муниципальное предприятие. Может быть, они и рады понизить цены, но те же самые тарифы им спущены с федерального уровня. А местные власти в лучшем случае могут помочь в продвижении этого вопроса на высшем уровне, но вряд ли в разрешении самой проблемы.

Олег Вахрамов, президент АСК «Спектр Недвижимости»:

- Проблемы в работе с монополистами существуют давно и заранее всем известны - монополисты остаются монополистами. Произошедшее, причем значительное, повышение тарифов на подключение мощностей сильно ударило по строительной отрасли, и не только по застройщикам - по всем промышленным процессам.


А КАК У НИХ

Опыт Москвы

Основная проблема, которая возникает у столичных строительных компаний с городскими сетями, – отсутствие гарантий того, что объект будет вовремя и в нужном объеме подключен к ресурсам. «Некоторые компании по нескольку месяцев не могут добиться нужных согласований. Сколько можно вспомнить таких примеров, когда дом уже готов, а люди по году ждут подключения всех коммуникаций и не могут стать полноправными собственниками», - говорит Сергей Богданчиков, директор департамента консалтинга London Consulting & Management Company (LCMC). Еще один момент – это банальная нехватка мощностей. Этот вопрос решается городскими властями, но темпы зачастую намного отстают от темпов строительства. Сейчас, в условиях кризиса, строителям приходится считать каждый рубль, поэтому такие инциденты не только нежелательны, но и губительны для проекта. Городские же власти должны тщательно прорабатывать все этапы строительного процесса - начиная от предпроектных концепций и заканчивая непосредственно вводом объекта.

Саратовская область

Застройщики г. Саратова на уровне правительства Саратовской области не раз поднимали проблему получения адекватных технических условий от ресурсоснабжающих организаций, особенно со стороны МУП «Саратовводоканал». Для урегулирования этого вопроса проводились совместные совещания с участием представителей правительства области, администрации г. Саратова, застройщиков и ресурсоснабжающих организаций, однако эта ситуация на сегодняшний день до конца не разрешена.

Нижний Новогород

Рост ввода жилья в Нижнем Новгороде в 2006-2008 гг. стал результатом совместных действий правительства области, администрации Нижнего Новгорода, ресурсоснабжающих организаций и застройщиков. Чтобы устранить препятствия по подключению новых и строящихся объектов к энергоносителям, водным и тепловым ресурсам, в 2006 году был создан Технический совет, который выявил множество проблем и спорных вопросов. Многие из них имеют объективный характер и связаны с нехваткой производственных мощностей естественных монополий. В целях их устранения и в рамках развития градостроительной деятельности минстроем при активном участии других органов исполнительной власти Нижегородской области, администрации Н. Новгорода и ресурсоснабжающих организаций была разработана и утверждена областная целевая программа «Реконструкция города Нижнего Новгорода на период до 2011 года».

 Дарья Рябинина nrn.ru