В феврале граждане получили квитанции по квартплатe за январь. По сравнению с ушедшим декабрем цифры возросли более чем на четверть. Кто получает деньги горожан и куда они идут?
Для анализа нами взяты квитанции по оплате услуг на содержание трехкомнатной приватизированной квартиры многоквартирного дома в Промышленном районе Самары. В них указаны несколько статей расходов. Все они показали динамику роста. Так, позиции «техническое обслуживание» и «ремонт жилья» возросли на 20%. Цены на отопление увеличились чуть больше - на 23%. Причем традиционно его считают дважды - собственно говоря, за само поставленное тепло в условных единицах (Гкалориях) и за воду (теплоноситель) в кубических метрах. Это похоже на ситуацию в общественном транспорте, которую для пояснения доведем до абсурда. Представьте, вы покупаете билет, оплачиваете в троллейбусе поездку, установленный тариф – 12 рублей. И тут же вам предлагают дополнительно заплатить рубль - за бумагу, на которой этот билет напечатан. Стоимость водоснабжения поднялась на треть (+ 32,5%). Водоотведение и вовсе показало феноменальный рост - на 77%.
Неприятные новости от управляющих компаний
Несправедливо было бы винить в повышении тарифов только управляющие компании и только потому, что их названия фигурируют в квитках квартплаты граждан. Они всего лишь доставили неприятные новости, но не являются их причиной.
Лимит предельного роста коммунальных платежей в 29% установлен постановлением №429 правительства Самарской области от 29.10.2008 г. А вот насколько он будет меньше конкретно для вашего дома в границах жилого квартала (района) устанавливается муниципалитетом. Соответствующее решение городскими властями было принято в декабре.
В рассматриваемом примере общий суммарный реальный рост по квитанции квартплаты с 1 января 2009 года составил 26,4% по отношению к декабрю, а не 15%, как сообщалось федеральными чиновниками в прессе ранее. Таким образом, если сумма платежей в вашей квитанции выросла более чем на 29%, вы вправе требовать объяснений и перерасчета.
У кого деньги?
С августа 2007 года в Самаре создано муниципальное предприятие «Единый информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ). Оно появилось для обеспечения координации и централизации расчетов за услуги жилищно-коммунального хозяйства. Его руководитель - директор Николай Левковицкий.
По федеральному законодательству (Жилищный кодекс РФ) все расчеты граждане должны проводить напрямую с управляющими компаниями. Однако все средства стекаются в ЕИРЦ, Самара копирует опыт других субъектов РФ. По словам чиновников, муниципальное предприятие создавалось в качестве предохранителя. Проще говоря, для защиты граждан от возможных действий недобросовестных управляющих компаний.
Таким образом в Самаре сложилась ситуация противоречия между легитимностью создания ЕИРЦ и требованием действующего федерального законодательства. Устранить правовую коллизию может инициатива Минрегионразвития РФ. На высшем уровне около года обсуждается вопрос о внесении поправок в законодательство, дабы узаконить подобные ЕИРЦ структуры. Де-юре МП начало действовать в Самаре с 1 января 2008 года, однако де-факто отделения этого предприятия начали работу еще в октябре 2007 года. Зона охвата – вся Самара.
Комиссионные МП «ЕИРЦ» составляют 4%. Количество квартир, находящихся на обслуживании управляющих компаний, назначенных муниципалитетом, превышает 300 тысяч. Если средний размер квартплаты оценить в $80, то, казалось бы, небольшие 4% выливаются в выручку, оседающую на счетах ЕИРЦ. А это около $1 млн.
Схема работы данного муниципального предприятия: все коммунальные платежи населения стекаются в ЕИРЦ. Затем они делятся на два потока. Во-первых, они перечисляются поставщикам услуг (тепло, вода). Во-вторых, управляющим компаниям. Однако есть существенная деталь: принцип предоплаты не действует. УК и поставщики получают деньги из закромов ЕИРЦ только по факту выполненных работ и поставленных населению услуг.
Если придумана такая замечательная финансовая схема, почему разразился скандал в разгар отопительного сезона? По словам Владимира Василенко, директора территориального управления по теплоснабжению в Самаре ВТГК, задолженность перед тепловиками уже перевалила за внушительный порог в 500 млн рублей. Энергетики пригрозили в начале марта перекрыть тепло и горячую воду, начав акции устрашения с юридических лиц - неплательщиков. Сложилось впечатление, что директор ВТГК настаивает на переходе на новую схему оплаты, чтобы получать деньги за свои услуги напрямую с населения, как это по традиции происходит с поставщиками газа и электричества, исключив из финансово-организационной цепочки управляющие компании и ЕИРЦ.
Что можно сделать?
Понизить сумму платежей невозможно в одностороннем порядке, как бы этого ни хотело население. Для принятия решения недостаточно воли муниципалитета. Он, в свою очередь, подчиняется в данном вопросе постановлению областного правительства. Областные чиновники также не могут снизить тарифы за «коммуналку». Ведь они действуют исходя из принятых решений федерального правительства о росте тарифов на коммунальные услуги (в целом по стране). Все дороги по-прежнему «ведут в…Рим (Кремль)»…
Но каждый гражданин может задать вопрос, на что тратятся деньги, и начать действовать. Ведь управляющие компании обязаны отчитаться за проделанную работу (за освоенные средства) за ушедший год.
Получить данные возможно как в УК (координаты в квитке на квартплату), так и в ЕИРЦ, направив письменный запрос. Данные являются открытыми. Кстати, с каждым жителем многоквартирного дома, владельцем квартиры, должен быть заключен (!) индивидуальный договор. К нему обычно прилагается смета выполненных работ. В 2009 году жильцы могут и должны согласовать с УК план ремонтных работ в многоквартирном доме в границах суммы, собираемой со всего дома. В противном случае получить по умолчанию в полном объеме такие услуги, как обслуживание и текущий ремонт дома, будет весьма проблематично.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Галина Бочкарева: «Важно расставить приоритеты!»
На вопросы ИАО «Новости рынка недвижимости» ответила Галина Бочкарева, заместитель генерального директора ЗАО «ПТС-Сервис», управляющей компании по Железнодорожному, Октябрьскому, Самарскому и Советскому районам города Самары
- Кто принимает решение об установлении тарифов на квартплату?
- Цены и тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг для населения устанавливаются органами местного самоуправления - мэрией. Выигравшие конкурс компании обязаны выполнять постановления главы города об оплате жилья и коммунальных услуг. В связи с вышеизложенным УК работают по утвержденным ценам и тарифам и не могут их регулировать самостоятельно. Поэтому УК не несут ответственности за увеличение стоимости услуг, которое произошло в текущем году.
- Как распределяются средства, поступившие от граждан?
- Квитанция по квартплате определяет несколько статей расходов. Так, например, это коммунальные платежи (отопление, горячее и холодное водоснабжение и т.д.), жилищные платежи и др. Большая часть денежных средств, уплачиваемых гражданами, приходится на коммунальные услуги.
Деньги поставщикам услуг перечисляются, минуя счета управляющих компаний, через созданное городом в 2007 году МП г.о. Самара «Единый информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ). Туда стекаются все финансовые потоки (платежи населения за жилье и коммунальные услуги), там же происходит дальнейшее их «расщепление». Кроме этого, в ЕИРЦ обобщается информация о начисленных и поступивших средствах от жителей по каждому дому, в том числе о своевременности платежей граждан.
Непосредственно начисление населению платы за жилье и коммунальные услуги и подготовка квитанций производятся ЕИРЦ, с которым у управляющих компаний имеются договорные отношения.
- Что делает управляющая компания?
- Управляющая компания обеспечивает предоставление коммунальных услуг жителям многоквартирных домов, для чего заключаются договоры со всеми поставщиками жилищных и коммунальных услуг. Также управляющей организацией выполняются работы по содержанию и текущему ремонту общего домового имущества.
- Во что выливается проблема должников?
- Неоплата жилья и коммунальных услуг населением приводит к возникновению задолженности перед поставщиками услуг, что, в свою очередь, может повлечь ограничение и прекращение оказания ими услуг.
Также задолженность приводит к невозможности выполнения работ по текущему ремонту в полном объеме.
Ведь именно на объем планируемой суммы сбора и составляется график ремонтных работ на год. Если в доме есть должники, то меньше денег в «копилке» дома.
- Что входит в текущий ремонт?
- Это ремонт общего домового имущества (внутридомовые тепловые сети, системы водоснабжения, водоотведения, кровля, подвалы, подъезды и т.д.). Напомню, что в статью «текущий ремонт» в квитанции входит сумма, которая определяется постановлением главы города №1395 от 26 декабря 2008 года, на текущий год.
Мы составляем графики текущего ремонта (как в прошлом, так и в этом году). Предлагаем жителям с ними ознакомиться, скорректировать при необходимости. Затем утверждаем их на общем собрании собственников дома. Данная процедура предусмотрена действующим законодательством РФ.
Жители самостоятельно выбирают комплекс необходимых работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. Конечно, объем собранных денег на ремонт ограничен размерами платежей населения. Отремонтировать все сразу невозможно. Важно расставить приоритеты. Что сделать в первую очередь - кровлю или ремонт общего стояка - это решать жителям.
- С кем заключается договор управления многоквартирным домом?
- Договор управления заключается с каждым собственником помещений на условиях проведенного конкурса. Работа по заключению договоров продолжается до сих пор. Те собственники, которые не получили подобные договоры, могут обратить внимание на свои квитанции. В них мы даем информацию о месте, куда они могут прийти и заключить договор.
Андрей Большаков nrn.ru