Заметно «похудевшие» в новом году газеты и видимое невооруженным глазом сокращение площадей наружной рекламы наглядно свидетельствуют о произошедшей смене маркетинговых стратегий игроков рынка недвижимости. Заметно «похудевшие» в новом году газеты и видимое невооруженным глазом сокращение площадей наружной рекламы наглядно свидетельствуют о произошедшей смене маркетинговых стратегий игроков рынка недвижимости. Мы провели экспресс-исследование изменений, произошедших с октября 2008 года, чтобы выяснить, что и как сегодня продают на рынке недвижимости

Маленькие, но живые

Факт сокращения рекламных площадей, занимаемых объявлениями о купле-продаже недвижимости, однозначно свидетельствует лишь о том, что продавцы стали экономить на рекламе. Делать на этом основании выводы о сокращении числа игроков на рынке было бы непрофессионально. Слухи о прекращении активной деятельности многими мелкими фирмами и о сокращениях, предпринятых для оптимизации расходов крупными агентствами, также основанием для серьезного анализа служить не могут.

Выборочный опрос сотрудников агентств недвижимости различных «весовых категорий» позволяет констатировать, что рекламный бюджет урезан во всех компаниях – и в маленьких, и в крупных. Но тем не менее многие свернувшие свою рекламу агентства недвижимости живы и продолжают оказывать риэлторские услуги населению.

Куда же агентства направляют свои ставшие довольно скромными средства? Что они считают эффективным инструментом продажи объектов недвижимости?

Печатно и непечатно

Большинство опрошенных назвали основными средствами продвижения предложений на рынке бюллетень «Зеленая площадь» и газету «Из рук в руки». Баннеры и перетяги уступают место расклейке объявлений и стикеров (например, в лифтах жилых домов). Возросло количество размещаемых объявлений в Интернете – как от собственников, так и от агентств. Причем это касается не только специализированных сайтов, на которых работают on-line базы недвижимости, но и неспециализированных порталов с высокой посещаемостью. Так, например, на информационных порталах samara24.ru и 63.ru ежедневно добавляется от 200 до 400 объявлений. Размещение объявлений там бесплатное, но, как признаются риэлторы, реальных продаж эти объявления не приносят.

Невидимый фронт

Главным инструментом всех участников рынка недвижимости являются базы данных. В Самаре две таких базы – «Центр» и NRN. Ими оперируют в своей работе даже те агентства, которые не используют никаких других средств продвижения. В базе «Центр» на сегодня размещено порядка 17 тысяч объектов, в NRN – около 8 тысяч.

Как показал опрос, в некоторых агентствах считают, что эти базы дублируют друг друга, поэтому нет необходимости размещаться в обеих. Однако нужно знать, что база «Центр» содержит огромное количество «призраков» - то есть предложений от операторов рынка, которые уже давно не проявляют никакой активности на рынке. Так, например, в октябре не разместили ни одного нового предложения 386 операторов, зарегистрированных в «Центре», а в декабре «замолчали» еще 119.

Кроме того, в базе NRN объекты более чем 30-дневной давности не хранятся, поэтому шансы набрести на давно уже неактуальное предложение практически равны нулю. Тем более что сегодня время экспозиции объекта на рынке, по мнению аналитиков, - от 6 месяцев до года. Таким образом, число объектов в базе NRN отражает реальное количество действующих предложений на рынке.

Что продавать

Относительно того, какие именно объекты продвигать на рынке в условиях скудного рекламного бюджета, в агентствах политика разная. Одни рекламируют только самые дешевые позиции из своих прайсов, потому что, по выражению одного риэлтора, «сегодня продается только «халява». Другие выкладывают в базы все, что у них есть, считая, что у всех объектов, независимо от цены, равные шансы. Чтобы повысить шансы своих предложений, некоторые агентства идут на хитрость, размещая один и тот же объект несколько раз (например, переставляя слова в объявлении). Кроме того, умножению клонов способствует существование объектов неэксклюзивного договора, то есть один и тот же объект собственник поручает продавать сразу нескольким агентствам. В базе NRN такое дублирование объектов исключено – программа их просто не примет.

Большинство агентств, не имея возможности продавать квартиры, продают услуги. Как мы выяснили, наибольшим спросом из всех риэлторских услуг у населения сегодня пользуется оформление документов, особенно по земле.

Обмен – двигатель рынка

По мнению аналитиков, какого-то заметного перераспределения приоритетов на рынке вторичного жилья Самары не произошло: в октябре 2008 года 1-комнатные квартиры составляли 33% предложений на рынке, а в январе 2009-го – 34%; 2-комнатных квартир в октябре прошлого года было 35%, а в январе текущего – 34%. Но такое колебание на 1-2% аналитики тенденцией не признают, а считают статистической погрешностью.

В полном смысле «кризисным трендом» можно сегодня считать обмен: все риэлторы отмечают, что движение происходит в основном в этих операциях. По их мнению, к обмену прибегают люди, которых вынуждают обстоятельства, и поэтому они готовы идти на любые уступки и снижение цены.

Что же касается разговоров о повышении роли аренды, то наше исследование этого факта не подтвердило. Количество предложений действительно несколько увеличилось. Так, в базе NRN в ноябре зарегистрировано 1300 предложений аренды, а в январе - 1357. Однако прирост в 57 объектов аналитики тенденцией считать отказываются. Что же до спроса, то, к примеру, на интернет-портале 63.ru на 4900 объявлений «сдам» приходится всего 230 объявлений «сниму». Комментарии, как говорится, излишни.

Марина Светлова nrn.ru