Открытие ТРК «МЕГА» в Самаре перенесено на 12 февраля. Но эксперты «НРН» не верят, что оно состоится раньше лета 2009 г. Дату запуска торгового центра так часто переносили за последние два года, что для многих он превратился в полумифический объект, существующий только в новостях
IКЕАфилия
Мониторинг общественного мнения в сети Интернет дает гораздо больше впечатлений, чем поездка к торговому центру. Самарцы – народ придирчивый, и постоянные переносы открытия «МЕГИ» вкупе с массированной рекламной кампанией некоторых смешат, а некоторых – раздражают.
В Сети уже полно шуток типа «Им пора новую рекламу забабахать со слоганом «МЕГА-САМАРА» - скоро закрытие» - в это люди точно поверят» или «Потомственная знахарка… укажет точную дату открытия «МЕГИ» в Самаре… Дорого».
Арендаторы-невидимки
Прошлось блоггерское сообщество и по арендаторам – юзер Попандопуло пишет: «Народ в некоторые магазины набран: ходят, деньги на проезд тратят, «бамбук» курят и деньги не получают» или «…работники «МЕГИ» сказали о том, что вчера они выкладывали товар на полки, а сегодня паковали обратно в коробки для отправки в Москву, до марта 2009 года». По признаниям работников некоторых секций, зарплату им задерживают или не платят вовсе.
В Сети даже возникла версия, что ТЦ все это время не открывается, потому что девелопер так и не смог заполнить его достаточным количеством магазинов. Но сами арендаторы уверяют, что все 220 секций «МЕГИ» давно уже находятся в состоянии полной боеготовности. В частности, пресс-секретарь компании «М.Видео» Надежда Киселева сообщает, что магазин их сети абсолютно готов для торговли еще с прошлого года. «Мы ждем 12 февраля – к этому сроку девелопер пообещал открыть торговый центр, - говорит госпожа Киселева. – Надеемся, что IKEA все же выплатит нам неустойку за упущенную выгоду в связи с задержкой открытия». На вопрос, что же еще тормозит запуск объекта, сотрудники арендаторов отвечают, что во всей «МЕГЕ» отсутствует электричество.
Шведская коса на русский камень
Проблемы с электричеством, трещины в фундаменте, домкраты под объектом, пожары, холм сзади, того и гляди, сползет на торговый центр… Как так получилось, что опытнейший девелопер, возведя более 200 ТЦ по всему миру, в России столкнулся с тем, что не может получить даже разрешительной документации?
Эксперты «НРН» единодушно сходятся в одном мнении. «Девелопер не смог выстроить отношения с местной администрацией и несвоевременно выстроил работу по узаконению объекта», - считает Михаил Ненашев, генеральный директор «ИНДЭСТ-Development». «IKEA не учла всех особенностей российской специфики ведения бизнеса, - рассуждает Сергей Сергеевичев, генеральный директор ООО «Рубин». – Постоянные накладки при строительстве, возможно, возникают у девелопера из-за неосмотрительного выбора подрядчиков. Компания просто понадеялась, что, как и в Европе, Россия примет их с распростертыми объятиями. Но здесь и так уже полно качественных торговых центров и магазинов, в то время как земельных участков очень мало». А Михаил Бейгель, генеральный директор ТТЦ «Аквариум», уверен, что IKEA не «споткнулась» на российском рынке, а, напротив, уверенно ведет свою линию. «Мне кажется, все проблемы IKEA в России возникают оттого, что компания за много лет выработала собственные правила ведения бизнеса, отступать от которых не намерена во что бы то ни стало. Видимо, владелец компании Ингвар Кампрад, будучи старым (ему 82 года), богатым и самоуверенным человеком, не особо расстраивается из-за конфликта с чиновниками какой бы то ни было страны. Если ему вообще докладывают о том, что происходит в России». В Интернете свободолюбивые блоггеры высказываются еще более жестко. «Я сам по-прежнему считаю, что основной проблемой ИКЕА в России является ее принцип не платить взятки», - пишет пользователь под псевдонимом Terry. А другой анонимный самарский блоггер развивает его мысль: «При Жоре говорили, что принципиальные шведы взяток не дают, в ответ им не давали земельный участок. Тихая война шла года три или четыре. В конце концов незадолго до мэрских выборов шведы сдались и на благоустройство города в какой-то фонд выделили 250 млн рублей. За это им отвалили земли в районе выгребных ям. Куда пошли «бабки» - только Жоре и известно. Ну все, начали строить. И тут выясняется, что у них нет разрешения на строительство, а дает его область. Шведам теперь уже область не подписывает разрешение…».
Тревожит, но манит
Тем не менее чувствуется, что постоянные срывы открытия еще больше разогревают интерес самарцев к загадочной «МЕГЕ» - из рядового торгового центра она стала притчей во языцех. Например, Михаил Бейгель признается, что с удовольствием поедет поглядеть на торговый центр как потребитель, любящий новизну. Виктор Князев, менеджер проекта Incube Fashion 3, также собирается в «МЕГУ» за комфортом и разнообразием новых фуд-кортов (в ТЦ ожидается не менее 13 ресторанов и кафе). А Михаил Ненашев уже не раз посещал «МЕГУ» в других российских городах и, по его словам, считает ее достаточно удачным проектом с интересным составом арендаторов и высоким сервисом обслуживания покупателей.
Разведка боем
Наконец, чтобы увериться в февральском открытии долгожданного объекта, было решено съездить на 26 км Московского шоссе, чтобы лично проверить: а есть ли она вообще, эта «МЕГА»? Едем от станции метро «Спортивная». По дороге нам встречаются более 5 свежих рекламных щитов с многообещающими слоганами: «МЕГА» в Самаре – скоро откроемся», «Размечаем 6500 парковочных мест», «Украшаем витрины 220 магазинов». Девелопер по-прежнему уверенно множит молодецких Дедов Морозов и грудастых Снегурочек на билбордах. На остановке «18 км» обгоняем белый китайский автобус 68-го маршрута. На его стеклах красуется наклейка с названием торгового центра. После «Московского» замечаем несколько щитов подряд с указателями «Ашан», «Детский мир» и т.д. Подъезжаем к развилке после остановки «Пос. Красный Пахарь», там, где от здания «Салют-Авто» грязная трасса идет под сильный уклон. Далеко на холме видно что-то, похожее на рассыпавшийся кубик Рубика из разноцветных корпусов. Это «МЕГА».
Сворачиваем вправо, поднимаемся по дороге на холм. Сзади нашей машины пыхтит «КамАЗ», нагруженный то ли песком, то ли грунтом. Он направляется в сторону башенных кранов, которые по невыясненной причине расположены примерно в 500 метрах от объекта. Навстречу спускаются пешком с холма смуглокожие рабочие в черных робах, ярко контрастируя с белым снегом.
Наконец заезжаем на холм, увенчанный транспортным кольцом для разворота автомобилей. «МЕГА» видна во всем своем великолепии. Желто-синий корпус IKEA с левого края, розовый «Ашан», бело-зеленый «Леруа Мерлен». В центре объекта выделяется серый (под «металлик») бокс, на фасаде которого висят щиты с пресловутыми Дедами Морозами, а также рекламные баннеры «М.Видео – мы открылись!», «Детский мир» и т.д. Перед объектом возвышается традиционная стела с названием торгового центра. Мелькают постеры «Елки зеленые! Сколько всего!», «Отдайся шопингу!».
Нам так хочется отдаться шопингу немедленно, здесь и сейчас, что мы подходим к центральному входу «МЕГИ». Вход преграждает шлагбаум с двумя курящими охранниками.
Тишина перед праздником
В этот момент на кольцо въезжает догнавший нас белый автобус. Из него выпрыгивают два паренька и девушка. Они молча проходят мимо охраны через шлагбаум.
- Эй! Ребята! Куда идем? – гаркает крупный охранник.
- В «Ашан».
- Пропуск есть?
Молодые люди неприязненно, но молча показывают свои пропуска и проходят на заветную территорию объекта. Работник охраны заливисто смеется – его явно веселит такая работа.
А вам что, молодые люди? – поворачивается к нам охранник.
- А разве торговый центр не открыт? – мы притворяемся «пиджачками».
- Нет.
- А мы увидели много рекламы и подумали, что уже открылся.
- Ну, они рекламы много понавешали, а снять забыли, - иронизирует охранник. Его коллега улыбается.
- А пройти туда можно?
- Нет.
Видимо, на нас торговля пропусками закончилась (ранее в самарских СМИ проходила информация о том, что охранники «МЕГИ» бойко торгуют пропусками по 100 руб. за штуку).
Что ж, глубокая диверсия в шведский стан не удалась.
Далее в ходе разговора выясняется, что на самом деле объект вроде бы полностью готов к открытию, что служебные автобусы ежедневно возят туда-сюда сотрудников, которые готовят магазины «МЕГИ» к работе, что товары уже давно завезены. Охранники уходят в свою будку-вагончик, и оттуда продолжают доноситься смех и мат.
Перед тем как сесть в машину и уехать, еще раз внимательно оглядываем объект. Баннеры призывно трепещут на ветру, развеваются флаги, фонари горят. Видно даже, как ползет по парковке снегоуборочная машина, как падает снег с крыши, которую кто-то чистит. Но самих людей не видно, и вокруг холма - белое безмолвие. Напоминает начало знаменитого мультика «Унесенные призраками». Герои этого мультфильма попадают в заколдованный город, где полно открытых магазинов и дымится горячая вкусная еда в кафе, но вокруг - ни души. Так и хочется встать перед шлагбаумом у центрального входа «МЕГИ» и сказать: «Сезам, откройся!».
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Михаил Бейгель, генеральный директор ТТЦ «Аквариум»:
- Разговоры о возможной неуспешности «МЕГИ» не имеют под собой основания. «МЕГА» будет иметь высокую конкурентоспособность хотя бы потому, что в ней будет работать мебельный магазин IKEA, а ради мебели этой фирмы люди специально ездят даже в Казань и Москву. Во-вторых, «Ашан» и «Леруа Мерлен» - ради них в «Космопорт» сегодня съезжаются покупатели со всего региона. А теперь представьте, если эти сильные «магниты» откроются на 26 км Московского шоссе. IKEA мгновенно «накроет» все стратегическое направление от Тольятти до Мехзавода – все жители самарского пригорода, которые раньше ездили в «Московский» или «Космопорт», теперь не будут до них доезжать, ведь на пути у них будет «МЕГА». Аналогично жители коттеджных поселков между Тольятти и Мехзаводом, возвращаясь из Самары домой, по пути будут заезжать не в «Московский», а в «МЕГУ». Кинотеатр, каток и изобилие фуд-кортов будут привлекать в ТЦ молодежь из таких населенных пунктов, как Курумоч, Прибрежный, Новый Буян, Кошки, Царевщина, Волжский, Красная Глинка и даже Тольятти.
Иван Сальников, Стефания Невская nrn.ru