Москва будет строиться... на водеВторая половина 2010-х в столице ознаменовалась, среди прочих градостроительных тенденций, основательной критикой переоборудованных под офисы дебаркадеров на Москве-реке. Город намеревался полностью изжить такого рода объекты, доходило до отключения воды в некоторых плавучих офисах; однако окончательно вопрос решен так и не был. Теперь Москва снова вернулась к «водно-офисному» вопросу, но уже в другом, почти противоположном по сути, ключе.


Сушу бы освоить!

На недавней пресс-конференции заммэра столицы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин рассказал, в частности, и о планах столицы по развитию строительства на воде. Предполагается, что под застройку и комплексное развитие отойдет более 185 км территорий вдоль Москвы-реки; кроме того, возможно строительство на специальных плавсредствах. По словам заммэра, вся необходимая документация должна быть подготовлена к 2012 году. 

Москва будет строиться... на воде«Объектами, которые предполагается построить на воде, будут рестораны, гостиницы и парковки. В данном случае я абсолютно согласен с планами городского правительства по строительству ресторанов и гостиниц, но предложение построить парковки на такой ликвидной земле несколько непонятно, — рассуждает Александр Зиминский, директор департамента продаж элитной недвижимости компании Penny Lane Realty. — В целом, наиболее перспективными объектами строительства на воде я считаю гостиницы, всю необходимую туристическую инфраструктуру (рестораны, магазины, туристические центры) и жилые дома». 

По мнению Дмитрия Летова, управляющего директора, партнера Aurora Group LLC, целесообразность таких проектов (на плавсредствах. — Ред.) представляется сомнительной. «Если взять такую цель, как увеличение количества офисных площадей, так их более чем достаточно на суше. Громадное число бизнес-центров разного порядка и удаленности от центра пустует. Про количество жилой недвижимости, думаю, говорить не стоит. К тому же возникнет множество вопросов касательно объема площадей, которые смогут построить на воде, и стоимости метра таких площадей. То же самое относится и к офисам. Несложно представить, что может возникнуть на Москве-реке с обычным подходом к строительству бизнес-центров». 

Роман Ткаченко, глава представительства девелоперской компании RD Group Ltd, также настроен критически по отношению к новой инициативе. «С учетом того, что современное законодательство существенно ограничивает и даже запрещает многие позиции, связанные со строительством недвижимости в водоохранных зонах, следует разобраться, какого рода объекты будут полезны городу и интересны инвесторам. Сомневаюсь, что многие игроки рынка захотят вкладывать деньги в строительство очистных сооружений. С другой стороны, в городе совсем не раскрыта тема водных парков, океанариумов и прочих сооружений подобного рода, имеющих как коммерческую, так и социальную функциональную составляющую. Если решить экологический аспект такого строительства, популярность таких досуговых мест будет колоссальной, — рассуждает эксперт. — Наконец, мне представляется, что, ввиду предстоящего расширения границ Москвы, вопросы строительства недвижимости на воде становятся не столь актуальными. Сушу бы освоить!» 

Вид на воду: за и против

Москва будет строиться... на водеДействительно, строительство на воде (на плавсредствах) — процесс сложный и требующий бессчетного количества согласований. В столице прохождение всех инстанций (их около 25) занимает 2 года. Дополнительное «но» в том, что дебаркадеры и другие плавсредства, на которых теоретически возможно строительство жилья, не подпадают под действие жилищного законодательства, а следовательно, не могут быть местом прописки (регистрации по месту проживания). 

Зато, как подчеркивает Александр Зиминский, вид на воду добавляет объекту конечной стоимости. «Во-первых, видовые характеристики играют важную роль, во-вторых, объекты отличаются хорошей инсоляцией. То есть мы понимаем, что у дома, стоящего на набережной, никогда не будет проблемы "окна в окна". Рядом не будет построено здания, подходящего к нему вплотную, — поясняет эксперт. — Конечно же, строительство водной недвижимости требует серьезной инженерной подготовки. Понадобится дополнительная гидроизоляция, защита инженерных коммуникаций зданий, система защиты реки, возможно применение более износостойких материалов, специальные добавки в строительные смеси и т. д. Насколько все это увеличит стоимость строительства, зависит от конкретного объекта». 

«Следует учитывать, что строительство подобных объектов сопряжено с необходимостью обустройства более сложной инженерной инфраструктуры и внешних сетей, — соглашается Роман Ткаченко. — Опыт эксплуатации постоянно сливающих в реку отходы и нечистоты ресторанов на воде показал, что в России совершенно не готовы к размещению постоянно функционирующих объектов на воде. Обратный пример — Женевское озеро: вокруг него и на нем размещено большое количество стационарных зданий и сооружений. Вместе с тем вода в озере кристально чиста, и ее величественно рассекают водоплавающие птицы». 

На сегодняшний день в Москве не так много мест, где можно разместить водное сооружение, существенно не затрагивая исторический облик всеми любимого нами города, добавляет эксперт: «Строительство же, предположим, водного отеля на реке Котловка (район Черемушки, Чертаново) не имеет существенной ценности для города, мало привлекательно для бизнеса и не может рассматриваться как социальный проект». 

Москва будет строиться... на водеМнение эксперта. Максим Неретин, генеральный директор, партнер BDGworkfutures Russia & CISЕсли говорить об общем порядке, то регулировать строительство и вообще наличие объектов недвижимости на воде необходимо, и крайне тщательно, потому что зачастую существующие объекты в виде каких-то плавучих ресторанов и строений, которые непонятно каким образом вообще вписываются в ландшафт центра города. И такие явления абсолютно лишние в нашем городе. Поэтому приводить в порядок все это недвижимое «хозяйство» просто необходимо. Возможно, это будет обычный снос, возможно, передвижение объектов в другую часть реки. В каждом случае необходимо разобраться, что это за объект, в каком он состоянии, как он вписывается в местную архитектуру. Ведь зачастую это уже старые и опасные для окружающих объекты, которые приносят больше вреда, чем пользы. 

Что касается строительства жилой или коммерческой недвижимости на воде, то, на мой взгляд, данная затея абсолютно бессмысленна и бесперспективна. Во-первых, потому что полно нерешенных задач на суше, которые требуют городского финансирования и партнерского участия власти. Во-вторых, на сегодня есть огромное количество готовых и пустующих зданий бизнес-центров разной ценовой категории, есть брошенные здания, которые могут быть реконструированы и использованы под различные нужды. Если есть определенные бюджетные деньги на это направление, то лучше всего было бы развивать не строительство на воде, а развитие прилегающих территорий, то есть набережных. Это места, которые очень привлекают людей в качестве мест для отдыха и досуга. Поэтому нужно приводить в порядок и отстраивать именно эти зоны. Возможно, пример банальный и не такой масштабный, но на сегодня тот маленький кусок в районе парка Горького и Воробьевых гор, который привели в порядок и начали развивать, приносит больше пользы, чем если бы начали на этом месте строительство какого-то здания на воде. А территория там громадная, которая даже в неухоженном виде привлекает внимание жителей города и туристов! И в этом уже ключе могут располагаться какие-либо объекты на воде, но опять же с учетом их необходимости и сочетания с окружающей архитектурой. 

Если вопрос зашел об освоении водного пространства, то лучше всего возобновить развитие речного транспорта, где сопутствующей составляющей опять же является развитие прибрежных зон: строительство новых пирсов, приведение в порядок старых. Хороший для нас пример — это речной транспорт в Лондоне. Кроме использования Темзы как туристического маршрута, обычные горожане могут удобно добраться в ту или иную часть города по воде. Там есть множество остановок, где пассажиры могут сойти. На мой взгляд, у Москвы-реки потенциал не меньше, и ее можно развивать намного активнее в этом направлении, так как Темза серьезно уступает по своим возможностям. Может быть, это поможет частично разгрузить обычный транспорт и дороги.

sob.ru