Дефицит цемента в Москве и области
Сразу несколько крупных застройщиков, работающих в московском регионе, сообщили о проблемах с поставкой цемента на свои стройки, при этом причины эксперты называют совершенно разные - от сговора производителей до нехватки вагонов-цементовозов и бума коттеджного строительства.

Подайте бедным строителям цементу

О том, что в московском регионе возникли проблемы с покупкой цемента, рассказали сразу несколько застройщиков.

Например, по словам руководителя отдела по связям с общественностью ГК "СУ-155" Екатерины Михеевой, дефицит цемента на рынке наблюдается последний месяц.

В начале июня, рассказывает она, это стало отражаться и на предприятиях "СУ-155", однако сейчас ситуация несколько выправилась.

Недостаток одного из основных стройматериалов для строительного рынка заметил и генеральный директор группы компаний "Жилищный капитал" Вадим Жук. По его словам, с дефицитом компания столкнулась последние одну-две недели.

Руководитель службы заказчика-застройщика компании "Пересвет-Инвест" Алексей Козлов вообще удивлен возникновению такой проблемы в Москве и Подмосковье, ведь, напоминает эксперт, в 2011 году и в столице, и в области объемы строительства, согласно официально статистике, снизились по сравнению с 2010 годом.

"На фоне значительного снижения числа новостроек объем производства цемента остался неизменными. То есть, по логике, ситуация должна быть противоположной, ведь потребность в бетоне и, как следствие, в цементе снизилась", - недоумевает он.

Космические цены

Объяснение у большинства застройщиков одно - сговор производителей, поскольку дефицит предложения неизбежно ведет к росту цен.

Как обращает внимание председатель Ассоциации строителей России (АСР) Николай Кошман, стоимость цемента с марта выросла в два раза - до 6 тысяч рублей за тонну и продолжает расти, так что в августе цена может перевалить отметку в 10 тысяч рублей.

Говорит о стремительном росте цен на цемент и коммерческий директор "Трансстроя" Анатолий Стрелков, который отмечает, что с начала лета цена на цемент выросла на 1 тысячу рублей за тонну, причем цемент дорожал на фоне нарушения ритмичности поставок, что приводило к срыву графиков работ компании.

"Летний период - это жаркая пора для строителей. Именно в этот период делаются самые большие объемы работ, поэтому производители цемента не рискуют затоварить свои склады, в зоне риска по рентабельности находятся только строители. Это спекуляция со стороны производителей цемента и очень похоже на сговор", - считает он.

А Жук не просто подтверждает печальную для строителей картину, но предупреждает, что его компания будет вынуждена пойти на симметричные меры.

"До конца года мы посмотрим на динамику роста цен, после чего, если потребуется, откорректируем свои действия с нашими подрядчиками и заказчиками. Ситуация близка к абсурдной. Во многих регионах страны стройматериалы дешевеют, а в московском регионе - непонятное удорожание.

Почему это происходит - вопрос к поставщикам-монополистам, и, наверное, к Федеральной антимонопольной службе, которая обязана отрегулировать данный рынок", - сетует Жук.

Заводы не виноваты

Впрочем, далеко не все собеседники спешат рубить сплеча и обвинять по всем производителей.

Так, директор по PR и GR компании "СМПРО" (занимается консалтингом в сфере строительных материалов) Роман Куприн указывает, что дефицит цемента наблюдается, но не в точке производства, а в точке отгрузки.

С ним согласен помощник президента Российского союза строителей (РСС), вице-президент НП "Объединение генподрядчиков в строительстве" Константин Кижель.

По словам Кижеля, все заводы, которые производят цемент, работают на пределе, и там нет специального занижения объемов производства.

"Это (дефицит) точно никак не связано со сговором производителей цемента, или с тем, что на заводах проблемы", - добавляет он.

На отсутствии сговора настаивает и исполнительный директор "Союзцемента" (объединяет производителей цемента) Михаил Киселев, поясняющий, что у производителей сейчас все нормально, а проблемы могут быть только с транспортной составляющей.

Логистические загвоздки

Допускает, что вину за дефицит цемента нельзя полностью возлагать на цементные заводы, и Кошман. Он же называет и конкретных виноватых.

"Дефицит цемента возник из-за того, что его нечем вести, нет цементовозов. Это вопрос к Якунину и к некоторым транспортным компаниям, которые есть в РЖД", - отмечает он.

А Куприн приводит цифры, подтверждающие предположение главы АСР.

"Анализ июньского тренда показывает, что до конца месяца до потребителей "доедет" не более 3,7 миллиона тонн. Таким образом, прогнозный дефицит цемента в июне составит около 200 тысяч тонн цемента. И если в начале июня он практически не ощущался, то к концу июня ситуация стала усугубляться, и в июле-августе дефицит цемента, вызванный отсутствием подвижного состава, будет только обостряться", - рассказывает эксперт.

По его мнению, избежать ухудшения ситуации можно за счет вовлечения в перевозку цемента зерновозов и более эффективного управления существующим парком хоппер-цементовозов.

Как в свою очередь объясняет Кижель, причина неожиданно возникшего дефицита цемента может заключаться в том, что перевозчики просто не успевают обновлять парк вагонов вслед за увеличением объемов спроса на цемент.

"Сейчас 70-80% парка - это вагоны, произведенные еще в СССР. Они уже устарели. Частично что-то обновляется, но транспортники сказали цементникам, что к активной смене вагонов придут только года через два", - сетует он.

"Своя" правда перевозчиков

А вот у перевозчиков цемента "своя" правда. Например, в пресс-службе дочки РЖД - ОАО "Первая грузовая компания" (ей принадлежит треть всех цементовозов в РФ - 11 тысяч) подчеркивают, что в последнее время производство и сбыт цемента в России носят ярко выраженный сезонный характер.

При круглогодичном производстве, считают в компании, существующий парк цементовозов полностью (и даже с избытком на 20%) покрывал бы все потребности грузовладельцев, погасив неизбежную сезонную активность цементных трейдеров.

"Сезонность наблюдается при перевозках многих грузов, но при этом не превышает 15%, в то время как производство цемента зимой и летом различается в два раза. В результате зимой более 6 тысяч цементовозов простаивают без работы. Производителям желательно задуматься о возрождении круглогодичного производства и сбыта цемента, что позволит равномерно распределить нагрузку на транспортников", - указывают в пресс-службе.

При этом компания обращает внимание на то, что, принимая во внимание сезонный фактор, в прошлом году предлагала грузовладельцам обсудить возможность реализации инвестпрограммы в части обновления парка цементовозов, но идея не нашла поддержки.

"ПГК готова обновлять парк, но при условии, что вагон обеспечивает необходимую для этого доходность. Существующая среднегодовая ставка (порядка 550 рублей/сутки) не только не позволяет инвестировать средства в покупку нового подвижного состава, но и поддерживать парк в надлежащем рабочем состоянии", - констатируют сотрудники пресс-службы.

А Кижель добавляет, что перекладывать вину только на перевозчиков не совсем справедливо.
По его словам, стоит учитывать и такой фактор, как бурно развивающееся в столичном регионе строительство частных домов.

"Цемент быстро каменеет, и его надо уметь хранить, поэтому этот строительный материал берут на определенное время, а когда ажиотаж большой, возникают проблемы с постоянной поставкой", - утверждает он.

Впрочем, подчеркивает представитель РСС, паниковать из-за недостатка цемента на рынке пока рано - он может оказаться и временным.

Уже в июле-августе этого года, ждет Кижель, начнется спад спроса на данный строительный материал, а в сентябре ситуация с поставками цемента выровняется окончательно.

Дмитрий Чернов
riarealty.ru