Ни для кого не секрет, что работа органов Росрегистрации для оборота недвижимости важна не только как статистическая единица, фиксирующая сделки с недвижимостью.Ни для кого не секрет, что работа органов Росрегистрации для оборота недвижимости важна не только как статистическая единица, фиксирующая сделки с недвижимостью. Практически каждому из нас в тот или иной период уже приходилось прибегать к помощи этой службы. Так будет происходить и в дальнейшем. Об итогах работы УФРС за 2008 год и о перспективах на год грядущий согласился рассказать читателям ИАО «Новости рынка недвижимости» Вадим Маликов, врио руководителя управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области

- Вадим Владиславович, 2008 год подошел к своему логическому завершению. Каким он был для УФРС? С какими трудностями и проблемами вам пришлось столкнуться как руководителю ведомства?

- 2008 год для нас юбилейный. Десять лет мы работаем в системе регистрации прав на объекты недвижимого имущества. Дата хоть и не такая большая, но для тех, кто начинал с нуля строить этот институт, поверьте мне, знаковая.

Ну и еще одно событие, которое повлияло на нашу работу, - это, конечно, майский указ Президента РФ, по которому наши функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, в сфере адвокатуры и нотариата, государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций были переданы управлению Минюста по Самарской области.

В ближайшее время реорганизация ждет и саму Федеральную регистрационную службу. Было много версий того, как будет проходить реформа. И слухов тоже было немало. Что нам удалось сделать в этой ситуации - это сохранить стабильность в работе нашей организации.

- Насколько нам известно, 10 декабря 2008 г. в Российской академии государственной службы при Президенте РФ состоялось расширенное совещание сотрудников центральных аппаратов и руководителей территориальных органов Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. Расскажите об этом событии более подробно. О чем шла речь на совещании?

- На мероприятии первый заместитель председателя Правительства России Игорь Шувалов и министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина озвучили решение по вопросу создания единой государственной системы кадастрового учета, регистрации прав на недвижимое имущество и формирования базовых пространственных данных посредством объединения названных ведомств. Обсуждались вопросы преобразования системы, был определен перечень задач, направленных на реализацию системных решений по улучшению качества и доступности государственных услуг и повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти.

- Была ли названа конкретная дата начала объединения этих ведомств?

- Процесс объединения начнется уже с 1 января 2009 года - такой срок обозначил Игорь Шувалов - и продолжится 2 года.

- Расскажите, пожалуйста, как будет проходить реорганизация и каким образом это событие отразится на простых гражданах. Будет ли это более удобно для людей, обратившихся в УФРС?

- Объединение трех федеральных служб - очень сложный процесс. Все необходимые преобразования будут проводиться поэтапно. В течение первого года объединение произойдет на уровне центральных аппаратов служб, и только потом будет принято решение о реорганизации территориальных органов. В рамках предложенной концепции предполагается создание федеральной службы, которая будет включать центральный аппарат, территориальные органы в субъектах РФ, а также автономные учреждения, находящиеся в ведомственном подчинении службы. Это то, что нас ждет в будущем и будет происходить постепенно. То есть никакого аврала здесь допущено не будет, и это никоим образом не скажется на регистрационно-учетном процессе.

- Вадим Владиславович, могли бы вы подвести итоги деятельности УФРС за 2008 год. Сколько всего в Самарской области было зарегистрировано сделок в сфере недвижимого имущества?

- Хочу отметить, что Самарская область длительное время была лидером по количеству совершенных регистрационных действий в сфере недвижимого имущества и сделок с ним. Сейчас же мы наблюдаем снижение числа заявлений, поступивших на госрегистрацию. Так, по итогам работы за 11 месяцев объем совершенных регистрационных действий уменьшился почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

- Как вы думаете, это следствие мирового финансового кризиса?

- Не только. Основные причины, и мы о них уже говорили, - рост цен на объекты недвижимого имущества, завершение массовых процессов в сфере недвижимости (приватизации жилья, оформления земельных паев, реорганизации крупных правообладателей) и, конечно, последствия финансового кризиса. Прежде всего его негативное влияние отразилось на регистрации ипотечных сделок. В течение года мы наблюдали рост количества сделок с привлечением ипотеки, который составил 16%. Но октябрьские события этот задел свели на «нет», и сегодня мы вынуждены констатировать: объем регистрационных действий остался почти на одном уровне с показателями прошлого года.

- С какими проблемами сталкиваетесь сегодня?

- Существуют, конечно, определенные трудности, связанные, например, с высокой стоимостью межевых работ. Эта проблема хорошо известна на федеральном уровне, предпринимаются меры по ее разрешению, в том числе установлением максимальных размеров платы за межевание земли.

Другая серьезная проблема, которая приобретает все больший размах, причем в масштабах всей страны, - поддельные документы. Вся наша деятельность должна быть направлена на выявление подобных случаев.

Регина Лис

Новости рынка недвижимости