Торговые центры в центре Самары: почему пусто?Последние несколько лет в Самаре были богаты на открытие новых торговых центров. Однако сегодня мы наблюдаем, что одни ТЦ весьма популярны, а другие - нет. Закономерность ли это, но расположенные в исторической части города шоп-центры мало посещаются горожанами. Может быть, традиционно прогулочная и ретейловая зона потеряла свое обаяние или у каждого из разместившихся там ТЦ своя причина? За ответом на этот вопрос мы обратились к признанным экспертам

Не всем посвящаются

Если проехать по магазинам и торговым центрам города, то можно сразу понять, что жители Самары сегодня больше предпочитают делать покупки в ТЦ, разместившихся ближе к середине города. Например, в «Парк Хаус» и «Космопорт» люди идут и своим ходом и на автомобилях и в выходные, и в будни. А вот посетителей в «СУМе», «Молоте», «Опере» и «Ладье» немного. Но всему есть свое объяснение.

Во-первых, каждый из названных торговых центров имеет свою, особенную направленность. К примеру, галерея бутиков «Ладья» и не рассчитана на высокую посещаемость в силу своего позиционирования. Это торговый центр premium-класса и предполагает соответствующего потребителя, который поедет туда специально.

ТЦ «Опера» тоже настроен на определенного покупателя - это магазин формата «мидл минус», в соответствии с которым подобраны бренды. Как считает генеральный директор Royal Estate boutique Никита Петухов, они там уместны и не в плане того, что там есть все, а потому, что их ценовой уровень одинаковый. Целенаправленно в «Оперу» поедут, если только там будет арендатор, которого нет нигде в городе. А те, кто гуляет по ул. Куйбышева и Ленинградской - студенты, жители окружающих домов, как раз и становятся ее посетителями. Похожая история и с ТЦ «СУМ», который стал органичным продолжением улицы Куйбышева, а теперь, в связи с перепозиционированием, тоже ориентирован на класс «средний минус».

У Дмитрия Баранова, начальника отдела исследования рынка УК «Молл Менеджмент», по поводу «Оперы» сложилась иная точка зрения: «Традиционно пешеходные улицы обычно служат местом либо для массово-рыночной торговли, либо для премиального сегмента ретейла. На Ленинградской долго существовал рынок, и «Опера», очевидно, попыталась создать ему альтернативу. Однако постоянные посетители рынка настороженно воспринимают хорошую архитектуру здания, отделку и сервис. Поэтому те, кто приходил на Ленинградскую ради покупки на рынке, пока не пришли в «Оперу». Ленинградская вернула себе некоторую эстетику, и потому «Опере», сообразно с названием, нужно было, как мне кажется, ориентироваться на более высокий рынок».

Что касается ТЦ «Молот», продолжает эксперт, то изначально он планировался как премиальный, но так и не смог выйти на этот уровень - здесь сразу появились средние и довольно низкие бренды, возник конфликт с идеей «дорогого» места. «Обыграть» историческую и культурную специфику места тоже не удалось.

Не доехать, не добраться

В успешности любого торгового центра огромное значение имеют градостроительные условия. А это как раз «больное место» всех ТЦ в центре. Проблемы с транспортной инфраструктурой и отсутствие парковок значительно сокращают поток потенциальных посетителей, уверен Никита Петухов.

«Добраться в историческую часть города - это как минимум 45 минут. О каких торговых центрах может идти речь? Вот, например, «СУМ» - такой огромный магазин, и нет стоянки. В торговый центр, рассчитанный на массового потребителя с товарами повседневного спроса, ни один разумный человек через полгорода по пробкам да еще с перспективой объясняться с работниками ГИБДД (которые дежурят у входа в магазин) не поедет, - рассуждает Андрей Сорочайкин, генеральный директор ГК «Металлопторг». - Вообще отсутствие парковок - серьезная проблема градостроительной политики в историческом центре. Одна за другой строятся жилые высотки - и без парковок. Если вдруг где-то она появляется, то туда просто невозможно проехать. Не лучше обстоят дела с транспортной инфраструктурой в исторической Самаре, и в ближайшие 5, а то и 10 лет вряд ли что-то изменится».

Также, продолжает Дмитрий Баранов, есть недостатки в месторасположении и у «Ладьи»: удобный доступ есть только для жителей самого жилого комплекса, а для жителей окружающих девятиэтажек этот ТЦ слишком высоко позиционирован. Потенциальные потребители премиальных товаров и брендов живут преимущественно либо в самом центре, либо на просеках, откуда достаточно сложно доехать до «Ладьи».

Торговые центры «Молот» и «Опера» страдают из-за плохой доступности и не смогли решить проблемы с парковкой - конечно, это сложно, учитывая физические условия старого города.

Дело не в формате

Возможно, в жизнедеятельности обсуждаемых ТЦ сыграла свою роль наступившая экономическая ситуация, которая снизила покупательские потоки. Хотя Дмитрий Баранов полагает, что сегодняшние экономические трудности не будут особенными для какого-то отдельного формата: «Развитие и усиление районных торговых центров обусловлено тем, что экономный потребитель, «попробовав» разные ТЦ, начинает бережно относиться к своему времени, и основные акценты его шопинга приходятся на базовые потребности и пониженные цены. Между тем есть молодежь (это достаточно широкая категория, и я склонен определять принадлежность к ней не столько по возрасту, сколько по типу поведения), которой, несмотря на кризис, нужны шик, имидж, размах, удовольствия, компания, общение. Эти люди, пока есть возможность, будут лояльны к модным магазинам, моллам и развлекательным центрам».

По мнению Андрея Сорочайкина, в ближайшее время востребованы будут только те ТЦ, которые смогут совместить нормальное соотношение цены и качества с доступным режимом посещения. Пора уже забывать о том, что когда-то любой торговый центр автоматически вызывал большой поток посетителей. Экономическая ситуация подводит как потребителя, в первую очередь, так и поставщика услуг в сфере торговли к тому, что все должно быть разумно, удобно и к месту.



МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Александр Бурнаев, руководитель департамента строительства и архитектуры г.о. Самара:

- Названные торговые центры («СУМ», «Молот»), на первый взгляд, имеют удачное расположение в силу того, что это исторический центр Самары. Однако по ряду показателей значительно проигрывают торговым комплексам, которые находятся не в центральной части города. Улица Ленинградская, часть ул. Куйбышева у большинства жителей ассоциируются с пешеходной зоной, но не с местом активного шопинга. Торговые объекты, сосредоточенные вдоль этих улиц, ориентированы на какую-либо конкретную группу товаров. И многие посетители попадают сюда, «проходя мимо», то есть у них нет цели специально приехать за покупками. В настоящее время приоритетом пользуются моллы, которые могут обеспечить человека всем необходимым сразу. Поэтому у жителей нашего города так популярны ТК «Космопорт», «Парк Хаус», «Мега Сити», куда можно приехать всей семьей и воспользоваться самыми разнообразными услугами торгового комплекса - начиная от покупки продуктов и заканчивая посещением кафе или кинозала. Размещать объекты, подобные целым торговым городам, в историческом центре нецелесообразно. И в первую очередь это связано с трудностями, связанными с их транспортной доступностью. Перегружать транспортом и без того насыщенные потоками автомобилей узкие улицы старой части Самары не имеет смысла.

Дмитрий Баранов, начальник отдела исследования рынка УК «Молл Менеджмент»:

- Одна из причин невысокой посещаемости ТЦ в центре, в отличие от ТК, разместившихся ближе к географической части Самары, - в проблемах с транспортной доступностью. Тогда как «Парк Хаус», например, удачно «сел» на самой мощной магистрали города, среди большого жилого массива и рядом с привычным местом отдыха самарцев - парком Гагарина. Поэтому он мог бы ориентироваться на среднего потребителя, но выбрал стратегию, ориентированную на повышение качества и уровня ретейла, и стал пока единственным в Самаре фэшн-моллом с популярной развлекательной зоной. «Космопорт» же, несмотря на серьезный bottleneck на ул. Дыбенко, стал популярным, поскольку его окружает растущий микрорайон, есть огромная для городского ТЦ парковка, а пул торговых и развлекательных арендаторов включает мощнейших игроков российского рынка, которые к тому же могут эффективно работать с ценами. Но если любой из этих центров перенести, скажем, на Ленинградскую - улица задохнется, и центры будут низкоэффективными. Градостроение и организация транспорта в центре города - проблема, давно требующая решения. Хорошо, если владельцы коммерческих объектов станут участвовать в ее решении и если к ним будут прислушиваться - чиновники не всегда понимают потребности бизнеса. Необходимо решение совместными усилиями.

Дарья Рябинина

Новости недвижимости