Под Москвой может быть построен полноценный подземный город, в котором будут автомагистрали, пешеходные зоны, скверы, магазины и даже «велополитен» - так архитекторы подведомственного мэрии НИИ Генплана назвали полигон для велосипедистов. Они же считают это выгодным для инвесторов и говорят об избавлении от «пробок». Эксперты считают эти идеи нелепыми.
«Под Москвой должен быть построен полноценный новый город, - заявил недавно директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко. - Здесь будут абсолютно другие, чем на земле, транспортные развязки. Нужно сделать так, чтобы человек мог дойти до работы, не выходя на улицу». Эксперт говорит, что под землей оборудуют улицы-бульвары, построят офисы, торговые центры и даже подземные музеи.
В НИиПИ Генплана определили порядка 40 мест под подземное строительство. В первую очередь – это места около станций метро и железнодорожных платформ. Здесь планируется размещать гипермаркеты, рестораны, кинотеатры и фитнес-центры.
Есть еще одна идея у архитекторов мэрии Москвы - строительство в пределах Садового кольца подземных галерей через объединение подвальных помещений. Эту подробность «нового градостроительства» поведали архитекторы газете «Комсомольская Правда». «Сейчас большинство из них завалено хламом и заселено крысами. Если подвалы очистить и прорыть между ними подземные ходы - получится что-то вроде подземных пешеходных переходов. Причем туда можно будет спускаться прямо из подъезда дома. Спустился и идешь себе прямо к метро» - так планируют в НИиПи Генплана.
Впрочем, сами авторы футурологического проекта не отрицают многочисленных сложностей в осуществлении задуманного, но всерьез верят в то, что другого пути «спасения Москвы просто нет». «Да, действительно, Москва находится на стыке трех геологических платформ, имеются карстовые зоны, не очень хорошие для подземного строительства грунты, много подземных рек и даже озер, но новый проект гарантирует, что никаких провалов и обрушений домов не возникнет», - говорит ВЗГЛЯДу руководитель проектного управления ВНИИ дорожного и подземного строительства Евгений Мальцев.
Мэрия Москвы очень уважает и подолгу рассматривает экзотические проекты, что, согласно мнению многих опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов, говорит как о желании «накрутить огромные бюджеты на пустом месте», так и о неспособности доступными и дешевыми методами решить проблему тех же пробок. «Практически ничего не стоит организация работы светофоров, конечно, если этим будут заниматься те, кто этому обучен, а не сотрудники дорожной милиции или строители дорог, - утверждает руководитель проектной компании Глеб Аверьянцев. – У нас нет таких специалистов, поэтому светофоры «торчат» там, где не построен подземный переход или просто потому, что находится разветвление дорог. Такого инженерно-строительного безкультурья нет нигде, даже в Африке».
Что касается экзотики, то власти Москвы говорят о том, что через пару лет москвичи и гости столицы смогут прогуляться по Стеклянной улице – пешеходной зоне протяженностью 5 километров от Нескучного сада до делового центра Москва-Сити. Свое необычное название зона получила благодаря утвержденной мэрией концепции проекта, согласно которому маршрут на всем протяжении сверху накроют стеклянной крышей.
Другое проект – строительство автоматизированных гаражей-стоянок под Москвой-рекой. Как сообщается на сайте правительства Москвы, уже создана межведомственная рабочая группа по координации мероприятий, связанных с реализацией этого проекта. «Решение размещать автоматизированные паркинги под дном Москвы-реки связано с дальнейшим развитие городской инфраструктуры, экономией земельных ресурсов, а также созданием дополнительных мест хранения автотранспорта», - отметили в мэрии, отказавшись сообщить газете ВЗГЛЯД даже приблизительную стоимость проекта.
О подобном освоении подводного пространства столицы городские власти заявляли еще в 2005 году. Проект первой подводной автостоянки, которая должна разместиться под Водоотводным каналом - от памятника Петру Первому до Малого Каменного моста, - готов давно, однако не находится инвестор для реализации столь необычного проекта
«Столица имеет в невероятном переизбытке подземные коммуникации – от необходимых, до мало кому известных, военные и прочие, и их при любом строительстве, особенно подземном, приходится переносить, - рассказывает гендиректор компании «Экспертиза Стройсервис» Михаил Дягилев. - На согласование переноса и проекта требуется сегодня не менее 5 лет, и это – в лучшем случае. Подобные подземные проекты обходятся в 5-10 раз дороже наземных. И окупаются тоже медленнее, даже если строить торговый комплекс. Даже торговый комплекс на Манежной площади окупился не так давно, несмотря на дороговизну аренды помещений в нем . Перспективы подземного строительства с точки зрения частного инвестора – это очень проблематичная тема. Тем более сегодня».
Заметим, что по размеру столичный бюджет сопоставим с мировыми столицами. Правда, источники формирования доходов у Лондона, Парижа и Москвы разные. До 60% бюджета Лондона и до 70% - столицы Франции - дают доходы от туризма. А в Риме только за счет монеток, брошенных туристами в фонтан Треви, городские власти получают в год 1 млн евро. В Москве все не так. Больше 80% доходов города - это налоговые поступления. Причем, наибольший удельный вес приходится на налог на прибыль организаций - 46,8% и налог на доходы физических лиц - 36,9%.
Интересно, что около 10-15% ВВП Москвы образуется за счет внешнеэкономической деятельности - город является мировым лидером в привлечении иностранных инвестиций. Главными инвесторами до кризиса были Великобритания, Голландия, Кипр и Люксембург.
Учитывая тот факт, что практически все деньги Москвы – это деньги граждан, имеет смысл знать о подобных экзотических расходах города. И это при том, что на столицу, по оценкам столичного правительства, приходится шестая часть всех казенных расходов страны.