Названо время транспортного коллапса Минфин РФ предлагает сократить расходы на строительство новых и ремонт старых дорог в бюджете на будущий год, причем, кардинально – на 75% или - на 429 млрд рублей. Глава Минтранса Игорь Левитин готов отказаться от строительства новых авто дорог, но требует увеличить в 2 раза бюджет на ремонт. Эксперты говорят, что так недалеко и до полного транспортного коллапса.

Причина межведомственного «противостояния» банальна – дефицит бюджета на 2011 год. Разница между оценками Минфина и Минтранса на содержание дорог в текущем году огромна – ведомство Алексея Кудрина предусмотрело финансирование на 56,8 млрд рублей, а «дорожники» оценили свои потребности в 4 раза выше - в 193,5 млрд рублей.


Есть между министерствами разница и в оценке существующего закона о дорожном строительстве в той его части, которая определяет нормативы дорожных работ. Расчеты Минтранса строятся на принципе ввода системы платных автодорог. Как следует из материалов Минтранса, представленных в Госдуме в прошлую пятницу, Минфин при подготовке бюджета на следующий год собирается изменить эту статью, чтобы она соответствовала уже доведенному до Минтранса лимиту госрасходов на дороги, на 70% меньшему, чем планы.

Как это не покажется парадоксальным, но глава Минтранса Игорь Левитин предлагает профинансировать как минимум 60% от нормативной потребности, но эти расходы не предполагают никакого строительства новых автодорог в будущем году.

Ситуация с ремонтом дорог, по словам министра, еще хуже – недостаток средств достигает 6 раз. Опрошенные ВЗГЛЯДом руководители строительных корпораций и компаний говорят, что такого не было ни разу за последние 30 лет. И это при том, что Ремонт региональных дорог нынешняя налоговая система не покрывает в 2 раза как минимум - 380,1 млрд рублей против необходимых 750-780.

В качестве альтернативы Минтранс предлагает создать систему дорожных фондов и заменить транспортный налог дополнительным ростом акцизов на бензин, дизтопливо и моторные масла. Однако, 17 июня на совещании в Кремле президент Дмитрий Медведев подверг сомнению рациональность самой этой идеи. Эксперты считают, что, вероятно, дело в том, что есть сама проблема нормативов на ремонт дорог, который, как известно, только в нашей стране превышает многократно стоимость строительство новых автодорог.

Газета ВЗГЛЯД уже сообщала, что масштабные инвестиции в автодорожную отрасль правительство планировало на 2010–2015 гг. За шесть лет на строительство новых и капремонт действующих трасс государство, согласно утвержденной транспортной ФЦП, собиралось потратить 3,2 трлн рублей. Из-за кризиса от этих планов пришлось отказаться. В этом году на дороги должно быть потрачено 274 млрд вместо 370 млрд рублей. А со следующего начнется радикальное сокращение расходов: сумма в 56,8 млрд руб., выделенная на дорожное хозяйство, меньше плана ФЦП в 8 раз.

Российская дорожная сеть находится фактически в состоянии, близкой к катастрофе. Только на поддержание дорог необходимо около 1,2–1,5 трлн рублей в год, говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

«Если не предпринимать действенных и очень затратных мер, то мы останемся без автомобильного транспорта уже через 2-4 года, - говорит ВЗГЛЯДу аналитик дорожной компании Москвы Олег Нестеренко. – То, что мы имеем сегодня – это годится для 19-го века. Но, что еще хуже – мы не наращиваем дорожную сеть, а постепенно доводим «до ручки» то, что строилось до нас. Дефицит дорог колоссальный. И требует жестких и масштабных мер борьбы за будущее. Или можно всем перейти на гужевой транспорт».

Многие эксперты дорожного строительства уверены, что не стоит искать «третий путь» и изобретать велосипед, а обратиться за опытом к тем странам, которые давно и эффективно решили эту проблему. Например, во всех развитых странах существует система целевых дорожных налогов, которые контролируются государством и направляются строго на цели ремонта автодорог. Впрочем, даже то, что российские власти выделяют на эти цели, далеко не всегда доходит до исполнения.

Так, Москонтроль и Следственный Комитет при прокуратуре (СКП) по Москве проверяют деятельность руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы Александра Левченко, сообщают «Ведомости» в понедельник. В материалах проверки, говорится, что с 2005 года департамент заключал контракты с близкими к чиновнику компаниями 29 контрактов на сумму в 8,124 млрд рублей. Один из основных получателей – компания «Инжстрой-сити монолит» принадлежит супруге столичного чиновника. Еще в одной компании-получателе госденег значится ГПР-1, в которой сам чиновник является и держателем акций (по данным «СПАРК-Интерфакса», 11,1% акций у А.Левченко, у супруги – 13%) и председателем совета директоров.

В том, что компания близкого родственника чиновника выигрывает строительные подряды на миллиарды рублей, нарушения закона нет, указывает партнер «Нёрр» Илья Рачков. «У на си правда довольно своеобразно прописаны законы, например, ни один из них не имеет формулировки о том, что в торгах не имеют право принимать участие родственники госчиновников и/или близкие им фирмы, - говорит ВЗГЛЯДу член коллегии московских адвокатов Елена Смоленкова. – Но, поскольку антикоррупционное законодательство у нас тоже очень молодое и очень несовершенное, то сплошь и рядом конкурсы и тендеры повсеместно выигрывают, как правило, те, кто «ближе» к заказчику – родственно или через цепочку фирм. Способов обойти законы у нас очень много».

Ольга Мостовая realty.vz.ru