В Москве сокращаются жилищные программы. Дома строить будут, но без школ, детских садов и дорог к нимСтоличные власти намерены сократить объемы финансирования жилищных и инфраструктурных программ. Чтобы избежать провального падения объемов строительства, чиновникам придется искать более экономичные строительные технологии.

Фото: SXC

Московские строители взбудоражены слухами о грядущем сокращении расходов городского бюджета. Владельцы крупных строительных холдингов и домостроительных комбинатов не на шутку озабочены перспективой снижения объемов финансирования строительства муниципального жилья и объектов инфраструктуры. Для многих из них городской заказ остается последней и единственной опорой в условиях финансового кризиса и снижения спроса на коммерческое жилье.

В последнее время Москва щеголяла раздутым бюджетом, который в этом году составил около 1,6 трлн рублей и сравнялся с бюджетом Нью-Йорка. Однако если казна американского мегаполиса пополняется преимущественно за счет налога на имущество, то основной источник поступлений в столичный бюджет – налог с прибыли компаний, что повышает его уязвимость в условиях экономического кризиса. Многие организации о прибыли в 2009 году уже и не помышляют. Это означает, что уже в ближайшем будущем в столичной казне могут возникнуть финансовые дыры.

Похоже, что московские чиновники вовремя это осознали и в пожарном порядке принялись сокращать бюджетные расходы. Если раньше городская администрация намеревалась выделить на строительство жилья, инфраструктуры, коммунальных объектов 620 млрд рублей (из них на строительство муниципального жилья площадью около 2,2 млн кв. м – около 60 млрд рублей), то теперь она вынуждена умерить аппетиты.

Главная интрига – масштабы сокращения – уже обросла слухами. Так, две недели назад на одном из совещаний в стройкомплексе Москвы было заявлено, что бюджет на строительство по городскому заказу будет сжат на 60 млрд рублей. В кулуарах обсуждалась уже другая цифра – 120 млрд рублей. По данным РБК, адресная инвестиционная программа будет сокращена с планируемых 620 млрд до 426 млрд рублей. «Коммерсантъ» со ссылкой на анонимные источники в мэрии сообщил о снижении затрат на горзаказ в целом на 20−25%, а на строительство бюджетного жилья – вдвое (с 60 млрд до 30−35 млрд рублей). Другой «анонимный источник в мэрии» через «Интерфакс» заявил, что город не допустит существенного сокращения программ строительства социального жилья, не исключив, впрочем, уменьшения объемов финансирования других городских программ – в частности, гаражного строительства.

Выступить открыто осмелился лишь мэр Москвы Юрий Лужков. Впрочем, и он сделал весьма расплывчатое заявление о том, что «столичные власти в связи с мировым финансово-экономическим кризисом намерены в ближайшие месяцы экономить на всем, за исключением социальной программы». Не вполне понятно, каким образом столичный градоначальник и его подчиненные намерены сохранить объемы социального жилищного строительства, если при этом будут урезаны затраты на создание инфраструктуры. То есть они хотят возводить муниципальные новостройки в прежних объемах, но при этом оставить их без дорог, детских садов и школ?

Возможно, уже в ближайшие дни планы сокращения московских инвестпрограмм приобретут более внятные очертания. Не исключено, что тотальный режим экономии вынудит чиновников наконец-то всерьез озаботиться повышением эффективности строительства. Не секрет, что сегодня основными игроками рынка городского заказа являются крупные домостроительные комбинаты, многие из которых по уровню технического оснащения и эффективности труда находятся в прошлом веке. По слухам, поиском рецептов более экономичного и современного домостроения займется специально созданная рабочая группа под руководством первого заместителя мэра Москвы Юрия Росляка.

По мнению председателя совета директоров корпорации S.Holding Алексея Шепеля, необходимо разработать программу, направленную на комплексное сокращение издержек и повышение эффективности использования бюджетных средств. «Чтобы решить эту задачу, надо внедрять более экономичные строительные технологии, –говорит Шепель. – Например, позволяющие производить элементы домов в непосредственной близости от стройплощадки, а не возить их с домостроительных комбинатов, которые зачастую расположены в Подмосковье. Это как минимум позволит снизить логистические затраты, составляющие около 5−6% строительных смет».

 Илья Ступин, специальный корреспондент журнала «Эксперт».