Власти Москвы, одобрив Генплан столицы до 2025 году, намерены уже в самое ближайшее время принять закон «О правилах градостроительного проектирования». Основные положения, касающиеся принципов и правил строительства в «основополагающий документ» почему-то не прописали, хотя они касаются норм «комфортного проживания для горожан».
Столичные власти утверждают, что «нормы комфортного проживания», приняв силу и форму закона, заменят все сегодняшние строительные правила «игры». Правила градостроительного проектирования принимаются в качестве «уточнения Генплана», подчеркивают чиновники мэрии Москвы.
Итак, «новый комфорт» по замыслу специалистов горадминистрации, заключается, прежде всего, в удобстве проезда от местожительства до работы». Временные затраты на поездку из спальных районов до центра Москвы не должны превышать 45 минут. А до места работы - 60 минут. Это – первая новая норма.
По оценкам экспертов, сегодня время в пути от, например, метро «Юго-Западная» до Манежной площади ( возьмем для примера) занимает в утренние часы до полутора часов, от метро «Текстильщики» - полтора-два часа, от Бибирево – то же самое. То есть в 2-2,5 раза больше планов и норм мэрии.
Согласно новым правилам от подъезда жилого дома до остановки наземного транспорта должно быть не более 500 метров.
От подъезда до станции метро, железной дороги или монорельса - не более 15 минут пешком или на транспорте. Это – абсолютная утопия, говорят эксперты градостроения, при отсутствии достаточного количества станций подземки и отдельных выделенных полос для общественного транспорта, который также стоит в пробках. В мэрии делают ставку даже на причалы речных трамвайчиков - они должны быть не дальше 400 метров от остановок наземного транспорта. Но в то, что трамвайчики Москвы-реки спасут москвичей от пробок – в это верится с трудом.
«Были в разное время идеи как-то приспособить Москва-реку для нужд транспорта – создавались проекты прокладки дорог под рекой, над рекой, параллельно реке, но все так и оставалось утопией, - говорит ВЗГЛЯДу главный инженер столичного проектно-архитектурного бюро Михаил Ванюшкин. – За последние 20 лет не нашлось и рубля даже на элементарное расширение набережных, которые могли бы здорово увеличить транспортную пропускную способность».
Далее в новом законе прописана норма, по которой на каждого жителя московского дома должно приходиться два квадратных метра зеленых насаждений. А с учетом всех озелененных территорий квартала, считая бульвары и скверы, - 5,6 квадратного метра. Для справки: в Мадриде на одного жителя приходится 16 метров, в Берлине – 19, Брюсселе – 23, Лондоне – 20, Париже – 10, в Кельне – 21.
«Норма в 5,6 метра – это уникально мало для такого загруженного и застроенного города, как Москва, - считает гендиректор стройкомпании «О.С.Г.» Денис Кудряшев. – Леса вырубаются нещадно под разного рода «спецобъекты» по «особым разрешениям», которые на деле оказываются либо офисами, либо элитными домами. При сегодняшней загазованности и столица нуждается как минимум в 20 квадратных метрах зеленых насаждений на человека, а законом, раз уж он принимается в расчете на перспективу, должна быть еще более высокая норма. Странно то, что те же зеленые насаждения почему-то обойдены вниманием авторами того же скандального Генплана Москвы».
Согласно новым правилам мэрии, от дома до детского не должно быть больше 300 метров, до школы, аптеки и продуктового магазина – не больше полукилометра. Не больше 15 минут москвич должен тратить на дорогу до школы, почты, спорткомплекса, поликлиники, банка, ЗАГСа и… похоронного бюро. Эксперты Института социальной политики Высшей школы экономики говорят, что можно принять и такой закон – он очень правильный. Однако следовать и соблюдать его – уже сегодня нереально, в частности, из-за десятилетия «точечной застройки», которая буквально «разорвала транспортную систему столицы и обрекла ее на пробки».
«Проблема этих новых форм и в том, что в Москве в пределах Садового кольца проживает 42% горожан, чего нет ни в одной столице Европы, - говорит ВЗГЛЯДу управляющий партнер компании «Центр инициатив города» Виктор Белоглазов. – Все дороги устремлены строго в центр и из центра, а между окраинами сообщения нет, нередко с одной окраины на другую самый прямой и быстрый путь лежит через центр, что и создает хаос и пробки. Конечно, нужно новое видение дорог города, но ни в коем случае не новые «кольца», которые не решают ни одной проблемы Москвы. Конечно, если вы не хотите просто кататься вокруг столицы».
По мнению специалистов российского отделения Гринпис, ни Генплан развития Москвы до 2025 года, ни эти нормы интересам жителей города и нормам и требованиям экологии не отвечают. Так, по их данным, площадь озелененных территорий в столице должна быть как минимум 40-50%, тогда как мэрия планирует не более 30%.
Экологи считают, что для нормального и здорового проживания в Москве необходимо сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в 2 раза. Согласно Генплану, выбросы предполагается снизить на 10% и то только через 15 лет, когда они вырастут в разы.
Опрошенные ВЗГЛЯДом эксперты отмечают, что готовые к принятию новые «нормы комфортного проживания» не предусматривают контроля и ответственности за их неисполнение, что не оставляет надежды на то, что они обретут жизнеспособность.
Александр Аксенов realty.vz.ru