Для российского ретейла наступили не лучшие времена.  Для российского ретейла наступили не лучшие времена. Игроки, еще недавно думавшие об экспансии и не считавшиеся с издержками, отменяют свои амбициозные планы. В условиях дефицита денежных ресурсов привычные способы заимствования перестают работать, а ведь до сих пор большинство розничных сетей развивались за счет кредитов. Кроме того, инвесторы, готовые вкладывать чуть ли не в любой розничный проект, теперь стали более осмотрительными. Все это в скором времени приведет к реструктуризации рынка розничного ретейла

Смутное время

Ни для кого не секрет, что розница работает на заемные средства. Это самая кредитоемкая отрасль: на сектор оптовой и розничной торговли, по данным ЦБ, приходится более четверти всех кредитов коммерческих организаций. Также до недавнего времени ретейлеры активно прибегали к публичным займам, размещая облигации и векселя. Еще год назад, пока денег было много и на горизонте не появился дефицит финансов, в инвестсооб-ществе высокую долговую нагрузку ретейлеров все оправдывали тем, что компании быстро развиваются и им нужны средства для обеспечения этой самой скорости. Сейчас ситуация кардинально изменилась: приостановились планы быстрого роста, компании столкнулись с проблемами рефинансирования долга.

В связи с кризисом ликвидности на мировых финансовых рынках кредитование бизнеса сегодня осуществляется в более чем скромных объемах. Если компании и удается привлечь банковское финансирование, то на гораздо менее выгодных условиях, чем раньше. По оценкам аналитиков, кризис ликвидности на внешних рынках и нехватка денег заставили банки в течение года увеличить ставки на коммерческие кредиты. Разброс по ставкам большой - в пределах 14-25%.

Наиболее актуальными источниками финансирования для сетевых операторов на данный момент являются собственные средства, отмечает Ирина Соколова, директор департамента коммерческой недвижимости Becar Realty Group Moscow. И те ретейлеры, которые живут за счет своих оборотных средств, находятся сейчас в самом выгодном положении.

Большинство же сетевых операторов оказались сегодня в достаточно сложной ситуации, впрочем, как и многие компании других отраслей экономики. Практически все структуры, работающие в сфере розничной торговли, были вынуждены пересмотреть и скорректировать свои планы по развитию и перенаправить средства на работу уже существующих объектов вместо открытия новых точек, констатирует г-жа Соколова.

Некоторым сетям уже приходится думать о сокращениях: сворачивают свои точки федеральные аптеки, например аптечная сеть «36,6», закрываются магазины «Банана-Мама». На продажу выставлена сеть магазинов бижутерии Pur Pur (более 100 действующих магазинов в 27 регионах РФ, во франчайзинговой структуре предприятия собрано более 20 магазинов).

Другие операторы, чтобы покрыть свои расходы и получить свободные средства на погашение займов, устраивают тотальные распродажи. Такой путь выбрали для себя многие сети бытовой электроники, например, «Техносила», «Сателлит», сеть товаров для дома «Санта Хаус».

Появились захватчики

«Сегодняшнюю ситуацию ретейлеры переживают по-разному. Кто-то сокращает сотрудников, замораживает проекты расширения сети, а кто-то скупает торговые помещения и думает о покупке других ретейлеров. В целом положение операторов розничного ретейла не самое лучшее - им не хватает кредитов на развитие и выплату долгов, не хватает ресурсов, чтобы содержать многочисленную армию сотрудников, и что самое болезненное для них - на фоне нестабильной экономической ситуации российский покупатель начал экономить на многих покупках», - резюмирует Иван Сальников, начальник отдела исследований рынка недвижимости КГ «МАРКС».

Яркой приметой сегодняшнего ретейла становится намечающаяся тенденция к укрупнению розничных сетей. На рынке уже происходят некоторые слияния и поглощения, крупные операторы начинают скупать мелких игроков. Компании, которые ранее планировали расширение своих сетей, несколько умерили пыл и решили сконцентрироваться на скупке бедствующих ретейлеров. Например, такую тактику избрала для себя компания X5 Retail Group, рассказывает Ирина Соколова. С целью консолидации активов Х5 Retail Group откладывает строительство долгосрочных дорогостоящих торговых объектов и освободившиеся средства планирует направить на присоединение ретейлеров, испытывающих финансовые трудности.

Другой розничный оператор - петербургский «О’Кей» - тоже готов к скупке региональных сетей и не намерен откладывать планы собственного развития. Уже купившая «Рамстор» в Мурманске, в четвертом квартале 2008 года компания собирается открыть два гипермаркета в этом городе, а также один гипермаркет и один супермаркет в Волгограде. Компания готова делать и другие приобретения при условии, что объекты будут подходить ей по формату и территориальному расположению.

Однако у большинства торговых сетей часто нет в собственности недвижимости, особенно к моменту банкротства. Активы разорившихся ретейлеров - холодильные камеры, сейфы и стеллажи. Кто будет скупать таких ретейлеров?

Как снежный ком

Насущные проблемы ретейлеров не ограничиваются резким «исчезновением» кредитных средств. Растут и другие траты: стоимость рабочего персонала, цена аренды/покупки недвижимости, транспортные расходы. В частности, зарплаты сотрудников в ретейле растут больше чем на 30% (в среднем в год) с 2002 года. Никаких объективных причин для высокого роста зарплат нет, есть только высокие ожидания.

Стоимость аренды одного квадратного метра растет быстрее чем на 20% в год в Москве и почти на 10% - в регионах. По данным компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, годовая стоимость аренды помещений до 300 кв. м в торговых центрах сейчас составляет $500-3500 за кв. м и за последний год увеличилась на 15%. Еще быстрее растут арендные ставки магазинов вне торговых центров.

И несмотря на то, что цены на товары тоже растут каждый год в силу инфляции, увеличением среднего чека ретейлерам издержек не компенсировать. Вообще, темпы роста выручки розничных сетей замедляются.

Более того, несколько иначе ведет себя теперь и потребитель. Люди, зная о мировых финансовых событиях, предпочитают не тратиться и хранить деньги дома. Конечно, этот факт не затрагивает продуктовых операторов. К тому же рост расходов на еду и другие товары первого спроса заставляет покупателей сокращать прочие траты - на мебель, одежду, электронику. Эти-то сети и подвергаются наибольшему риску, особенно те, которые представляют продукцию верхнего ценового сегмента (например, дорогие домашние кинотеатры и т.п.). Хотя в краткосрочной перспективе в жизни сетей, торгующих товарами неповседневного спроса, критичных событий не предвидится: скоро Новый год, а предновогодний период считается традиционно высоким сезоном для всего ретейла.

Баланс недвижимости

Ухудшение условий кредитования сказалось и на рынке торговой недвижимости.

В результате кризиса ликвидности многие банки повысили ставки по строительным и инвестиционным кредитам и ужесточили требования к заемщикам. Так, некоторые банки требуют от застройщиков списки арендаторов на 70% площадей. Девелоперы вынуждены сейчас продавать наиболее ликвидные объекты, зачастую с дисконтом, чтобы профинансировать строительство других, находящихся на той или иной стадии возведения. Некоторые девелоперы уже заявили о приостановке финансирования своих проектов.

Выходит, что, с одной стороны, сворачивание числа точек торговых сетей приведет к выходу на рынок освободившихся коммерческих площадей, что вкупе с отсутствием платежеспособного спроса может привести к снижению цен на торговую недвижимость. А с другой - в связи с замораживанием некоторых объектов предложение на рынке сократится и стоимость коммерческих метров снова пойдет вверх. И все-таки, по мнению Ирины Соколовой, ценовая ситуация не должна претерпеть серьезных изменений вплоть до весны-лета 2009 года. Все сегодняшние споры о том, подорожает или подешевеет коммерческая недвижимость, по большому счету, являются спекулятивными.

Выход всегда есть

По мнению экспертов, наиболее привлекательными сегментами для инвесторов и собственно потребителей в период сложившейся финансовой ситуации могут стать массовый ретейл и дискаунтеры, поскольку такие форматы ретейла стремятся к высокой доходности, а обывателей привлекают низкой ценой.

Скорее всего, цены на базовые продукты и товары в низком ценовом сегменте будут наращивать свою популярность в условиях продуктовой инфляции и последних экономических событий. Это положительно скажется на продуктовых форматах и дискаунтерах, поэтому сейчас лучше сосредоточиться на базисных магазинах. Доля расходов на товары роскоши может сократиться в краткосрочном прогнозе, в отличие от расходов на еду и т.п. Ретейлеры должны учитывать эту финансовую напряженность в обществе и соответствующие возможности покупателей и, как один из выходов, скорректировать свой ассортимент.



К СВЕДЕНИЮ

В США, откуда была заимствована модель развития нашего ретейла, многие сетевые операторы становятся банкротами. Выживают те, кто торгует самым необходимым. На крупных продуктовых ретейлерах вроде Wal-Mart или Target кризис мало сказывается: их продажи в первой половине 2008 г. росли на 3-5%. Зато продажи крупнейшей DIY-сети Home Depot в I квартале снизились на 3,4%, а Lowe’s Companies, торгующей товарами для дома и мебелью, - на 1,3%. Сократила выручку в

I квартале и Gap Inc, крупнейший в мире производитель и продавец одежды (оборот - $16 млрд). Обувная сеть Foot Locker закрывает 140 магазинов, Ann Taylor - 117, сеть ювелирных салонов Zales - 110, Pacific Sunwear целиком ликвидирует свою сеть Demo из 153 магазинов. Начались и банкротства: с прошлой осени о них заявило восемь американских сетей FMCG. Пока это игроки среднего размера - мебельные салоны Levitz, сеть электроники Sharper Image. Но по рынку гуляют слухи, что уже в этом году может обанкротиться Linens‘n Things - мебельная сеть из 500 магазинов, представленная в 47 штатах. Российской рознице есть с кого брать пример.

Дарья РЯБИНИНА nrn

(Источник: www.retail.ru)