Президент России Дмитрий Медведев еще в первой половине февраля поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку разобраться с постоянно растущими тарифами ЖКХ. Причиной резких действий властей стали многочисленные сообщения из регионов, во многих из которых стоимость «коммуналки» выросла на десятки и даже сотни процентов. Это притом что государство намеревалось повысить их не более чем на 25%.
Беспричинный рост тарифов на услуги ЖКХ, которое сами власти называют «черной дырой бюджета», вполне может привести к серьезным акциям протеста – так считают многие из опрошенных ВЗГЛЯДом аналитиков, подчеркивающих, что непрекращающийся рост стоимости коммунальных услуг не оправдан ничем, кроме как жадностью самих чиновников.
Вице-премьер Дмитрий Козак провел молниеносную проверку и доложил президенту России, что из 15 тыс. муниципальных образований, тарифы в которых регулируются с уровня субъекта Федерации, «нарушения законодательства и превышения полномочий органами муниципального самоуправления допущены в 147 муниципалитетах, а в 1046 муниципальных образованиях решения были приняты формально в пределах полномочий, но повышение тарифов было существенным, в некоторых случаях до 300%».
Дмитрий Козак назвал такую причину роста: «В прошлые годы эти муниципалитеты не проводили работу по повышению эффективности деятельности предприятий ЖКХ, не принимали решений о постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, о переведении льгот из натуральных в денежную форму, и в итоге одномоментно с 1 января этого года они пошли на такое резкое повышение. В частности, путем увеличения нормативов потребления коммунальных услуг».
«Фактически это означает, что муниципалитеты не очень-то обращали внимание все прошлые годы на призывы федеральной власти реформировать ЖКХ, отдав предпочтение элементарному жульничеству с ними, – говорит ВЗГЛЯДу директор консалтингового «Бюро информационной поддержки инвестиций» Виктор Щербаков. – Схема действий проста, как апельсин: между поставщиком услуг и потребителем образовывается дополнительная структура, якобы оказывающая какие-то «специальные услуги» по «коммуналке» населению. А на самом деле она не делает вообще ничего, а зачастую не имеет даже офиса. Опять-таки, в 99% случаев эти «конторки» принадлежат близким к муниципальным властям людям или даже записаны на их родственников. Проверкам они, таким образом, не подвержены. А деньги льются рекой».
Напомним, что Федеральная служба по тарифам (ФСТ) до 2006 года устанавливала лишь предельные уровни тарифов на газ, электричество и тепло. Последние три года ФСТ ежегодно устанавливала для регионов предельные уровни тарифов на коммунальные услуги, а региональным властям было вменено в обязанность расписывать лимиты для муниципалитетов. Однако то, что считалось в Москве мерой против роста, обернулось прямо противоположными последствиями.
С января 2010 года федеральные власти решили передать муниципалитетам права на определение тарифов, установив, правда, на федеральном уровне «потолок» на уровне 25-процентного роста в год.
«На деле получилось, как в пословице: «пустили козла в огород», – говорит газете ВЗГЛЯД управляющий партнер коммунальной службы инспекции одной их префектур в Москве Николай Елагин. – Получив эти права, муниципалитеты тут же «вздернули» цены на коммуналку на сотни процентов в регионах и на 10–25% – в Москве, причем столичные даже похвалили сами себя за то, что повысили «всего» на четверть, тогда как собирались почти на 50%».
В отдельных муниципалитетах рост коммунальных платежей составил до 300%, сообщает газета «Коммерсант». «Это, что называется, двойной грех, потому что таким образом прямо перекладываются все потери в сетях, неэффективность работы предприятий ЖКХ, поставщиков услуг непосредственно на потребителя», – говорит вице-премьер Дмитрий Козак. Из его разъяснений президенту Дмитрию Медведеву следовало, что эти муниципалитеты не приложили никаких усилий к борьбе с издержками в ЖКХ.
«А какой смысл муниципалитетам вообще что-то делать, когда почти 90% всего коммунального хозяйства страны находится в самой последней точки выработки своего ресурса, – считает независимый эксперт рынка Олег Гончаров. – В местных бюджетах нет средств на глобальную модернизацию, как нет их и в федеральном бюджете. Если на то, чтобы кардинально сломить ситуацию, банально нет денег, то остается одно – воровать».
Дмитрий Козак заверил президента России, что в результате действий правительства во всех муниципалитетах тарифы пересмотрены и возвращены в пределы максимум 25%.
Глава государства в ответ потребовал гарантий, что пострадавшие граждане с 1 апреля получат другие счета, ибо в противном случае «это будет худшей дискредитацией работы, которую ведет правительство». «Нерадивых» Дмитрий Медведев потребовал увольнять и привлекать к ответственности.
Напомним, что газета ВЗГЛЯД еще год назад сообщала о ряде случаев завышения тарифов в отдельных районах Москвы. Тогда столичная мэрия обещала переплату вернуть. Однако, по информации ВЗГЛЯДа, ни один из оплативших чьи-то «Мерседесы» и дачи обратно денег не получил.
В понедельник прокурор управления Генпрокуратуры РФ по Дальневосточному федеральному округу Раиса Нудман сообщила СМИ, что «превышение установленных предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги допущено органами тарифного регулирования в Якутии, Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Магаданской областях». Из-за обмана и подтасовок в некоторых местах рост стоимости коммунальных услуг составил порядка 50%.
Прокурор отметила в интервью РИА «Новости», что для устранения выявленных в округе нарушений в этой сфере прокуроры внесли с начала года 15 представлений, принесли 89 протестов, объявили три предостережения и направили в суды семь заявлений.
Со своей стороны представители Минрегиона сообщили в понедельник, что ведомство собирается «ограничить ежегодный рост тарифов на коммунальные услуги 30%, потому что более резкий скачек цен плохо отражается на психике населения». Максимальную величину повышения тарифов министерство собирается включить в разрабатываемые им в рамках комплексной программы реформирования и модернизации ЖКХ критерии региональных проектов. В конце весны – начале лета Минрегион планирует внести эти критерии на рассмотрение правительства РФ.
Как сообщила директор департамента ЖКХ министерства Ирина Булгакова, критерии разрабатываются для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ. В них входит программа проекта ЖКХ, план софинансирования, рассчитанный совокупный платеж конечного потребителя и критерии доступности.
«Частные инвестиции в ЖКХ при сохранении тех же принципов и системы окупаемости могут случиться только под угрозой расстрела, – считает Виктор Щербаков. – Вкладываться в то, что принесет прибыль через не один десяток лет, – это утопия для любого бизнесмена. Единственный вариант – это госинвестиции. Нет их – надо искать. В конце концов, и в XXI веке перекладывать все проблемы на граждан – это означает много большие риски, чем просто расходы больших денег на настоящую реформу ЖКХ».
Ольга Мостовая realty.vz.ru