Москва: «отцы города» задумались о любовницах и дорогах 17 марта Из-за кризиса, сокращения налоговых поступлений от разорившихся фирм и множества обременительных и бесполезных программ бюджет Москвы потерял сотни миллиардов рублей. Сокращено строительство, полностью остановлен капремонт автодорог. Генпрокуратура займется всем «беспокойным» хозяйством мэра Юрия Лужкова и его главной «ударной силой» – стройкомплексом.

По закону о бюджете Москвы на текущий год планируется, что доходы составят 994,5 млрд рублей (около 34 млрд долларов). Расходы бюджета превысят 1 трлн рублей. Мэрия рассчитывает, что в этом году сдача в аренду и продажа городского имущества позволит выручить более 41 млрд рублей, или 1,4 млрд долларов. Объем дефицита бюджета Москвы в 2009 году увеличился в 5,5 раз по сравнению с 2008 годом и оценивается в 145 млрд рублей.

В текущем году, согласно данным сайта правительства столицы, доходы бюджета составят около 1 трлн рублей, а расходная часть – свыше 1,12 трлн. Таким образом, превышение расходов над доходами составит 120,1 млрд рублей.

«Даже для такого крупного мегаполиса эта очень большая сумма, – говорит ВЗГЛЯДу гендиректор консалтинговой компании «БИПИ» Олег Назаров. – Плохо то, что если рассматривать эту ситуацию с точки зрения бизнеса (а городское хозяйство, по сути, и является разноплановой бизнес-корпорацией), то следует признать банкротство идей, отсутствие новых механизмов поступлений денег в бюджет, коррумпированность и раздутые штаты. Если федеральные власти всерьез займутся стройкомплексом, то нас ждут большие и громкие дела и приход новых компаний на столичный рынок. А это – здоровая конкуренция и нормальные цены, в которых нет места «откатам» бюрократам».

Как сообщало недавно РИА «Новости» со ссылкой на информацию Контрольно-счетной палаты (КСП) Москвы, третья часть столичного бюджета, которая направляется на финансирование целевых программ, расходуется неэффективно. Согласно данным ревизии, из действовавших в 2009 году 60 программ 47 не имели «внятных» целей, а «ожидаемые результаты оказалось невозможно определить». В 26 программах отсутствовали какие-либо конкретные мероприятия и бизнес-планы.

Власти Москвы в ближайшее время планируют уделить особое внимание положению инвесторов в городе, заявил на пресс-конференции в рамках международной выставки недвижимости MIPIM-2010 в Каннах (Франция) первый заместитель мэра Москвы в правительстве столицы, глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин.

«Мы будем относиться к инвесторам, как к любовнице», – подчеркнул он. «Женский вопрос» уже неоднократно поднимался заместителем мэра в оценке работы подведомственного ему хозяйства Москвы. «Женщины в строительном комплексе Москвы – это наша опора. Все эти годы работы я опирался на женщин, потому что там, где женщина, есть порядок», – сказал Владимир Ресин в канун Женского дня.

Однако в Каннах руководитель стройкомплекса столицы не ограничился этим и заявил, что «перед началом кризиса московские чиновники немножко зажрались». «Думали, что бюджета хватит на все, а надо было умнее распоряжаться, например направлять на развитие транспортной инфраструктуры», – отметил заммэра.

То, как именно «зажрались» столичные чиновники, вполне вероятно, станет понятно в результате проверки Генпрокуратурой действий «бюрократов от строительства», которую в начале недели инициировал премьер-министр РФ Владимир Путин. «Необходимо ликвидировать искусственную монополию в этой сфере, серьезно уменьшить издержки застройщика», – подчеркнул глава правительства России, отметив необходимость упрощения требований к форме и составу градостроительной документации, что, по его словам, позволит ускорить принятие соответствующих актов и удешевит их разработку. Среди регионов, власти которых недостаточно интенсивно борются с административными барьерами, Владимир Путин назвал Приморский край, Москву, Мордовию и Саратовскую область.

На это заявление мэрия Москвы отреагировала практически мгновенно. На заседании правительства столицы градоначальник Юрий Лужков предостерег Москонтроль от чрезмерного прессинга девелоперов, подчеркнув, что политика сдерживания инвестиций в период кризиса не принесет городу пользы.

В свою очередь руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина пообещала на пресс-конференции инвесторам, у которых возникли трудности с реализацией проектов в столице, «внимательнее прислушаться к замечаниям компаний». «Мы собираемся проводить два раза в неделю встречи с инвесторами, на которых они смогут высказать наболевшее», – сообщила она.

По информации участников строительного рынка Москвы, на сегодняшний день процесс получения пакета разрешительной документации занимает порядка 2–2,5 лет, включая около трех сотен подписей в различных ведомствах и управлениях мэрии. Даже при наличии «зеленого света», стоимость этой процедуры может доходить до 40–45% стоимости всего строительства. Именно из-за этой системы коррупционная составляющая существенно удорожает ту же жилую недвижимость – издержки на чиновников закладываются в производственные расходы, говорят ВЗГЛЯДу на правах анонимности московские девелоперы.


Однако пожелание Владимира Ресина «вкладываться в дороги», по всей видимости, опоздало. Во вторник мэрия Москвы сообщила о полном отказе в проведении капитального ремонта дорог в городе текущем году. Вместо этого столичные власти займутся благоустройством и приспособлением дорожных объектов для инвалидов.

«Это очень прибыльный и совсем закрытый от посторонних вид строительного бизнеса в Москве, – говорит управляющий партнер девелоперской компании Николай Судольский. – Сметы завышаются в разы, проекты давно устарели, вложения на самом деле мизерны, но зато дают огромный простор для пиара».

Согласно оценкам Владимира Ресина, объем инвестиций в транспортную инфраструктуру в Москве необходимо увеличить в 10 раз – до 300 млрд рублей в год. По его словам, если в 2008 году объем финансирования строительства транспортной инфраструктуры в городе составлял 100 млрд рублей, то в 2010 году снизился более чем в три раза и не превысит 30 млрд.

«Транспортный поток в городе увеличивается с каждым годом. Необходимо искать и другие источники финансирования строительства транспортной инфраструктуры в городе, не только за счет московского бюджета. Я считаю, на это нужно выделять и федеральные средства», – сообщил Владимир Ресин.

На каннской выставке руководитель столичного стройкомплекса также сообщил, что строительные компании, занимающиеся индустриальным домостроением, в самое ближайшее время «прекратят строить похожие друг на друга как две капли воды здания».

«Индустриальное домостроение в том виде, как оно существует сейчас, вскоре перестанет существовать, его ждет полная перестройка», – отметил он, подчеркнув необратимость «перехода на принципиально новые технологии».

Напомним, что руководители Москвы неоднократно заявляли и о поддержке девелоперов и «бережном» к ним отношении, и о переходе на новые категории оценки, проекты и прочее. Однако на деле выходит совсем по-другому.

Например, во вторник Арбитражный суд Москвы решил отклонить иск компании «СТ Девелопмент» девелопера Шалвы Чигиринского к правительству столицы о признании незаконным бездействия государственного органа. Истец обвинял столичное правительство и лично мэра и его замов, в том числе Владимира Ресина, в непредоставлении документов, подтверждающих его расходы на реконструкцию гостиницы «Россия».

Представители «СТ Девелопмент» говорят, что документы им нужны для подтверждения позиции компании в деле «о применении последствий недействительности инвестконтракта с правительством Москвы путем возврата компании средств, затраченных на реконструкцию гостиницы».

Немного ранее, 5 февраля, как сообщал ВЗГЛЯД, Арбитраж Москвы отклонил иск девелопера Чигиринского о взыскании со столичного правительства 4,093 млрд рублей за реконструкцию «России».

Демонтаж гостиницы начался в феврале 2006 года. На ее месте должен был появиться новый многофункциональный комплекс с отелем по проекту британского архитектора Нормана Фостера. Инвестором проекта выступала «СТ Девелопмент», но из-за финансовых проблем, возникших у Чигиринского еще в самом начале кризиса осенью прошлого года, реконструкцию пришлось заморозить – при этом гостиница практически полностью разобрана.

«СТ Девелопмент» через суд наложила обеспечительный арест на имущество и денежные средства ОАО «Россия», которому принадлежат права на застройку территории, с целью взыскания с общества 171,2 млн рублей в свою пользу. Позже были поданы еще два иска на общую сумму почти в 125 млн рублей.

Однако даже такой прессинг со стороны экс-инвестора проекта привел только к выплате правительством Москвы Шалве Чигиринскому 500 млн рублей. Тогда же первый заместитель главы департамента имущества столицы Игорь Игнатов не исключил, что судебные разбирательства могут быть продолжены, так как общий объем возможных претензий структуры Чигиринского к ОАО достигает 2,5–3 млрд рублей.

Учитывая заявление Владимира Ресина об отношении мэрии к инвесторам-строителям, как к «любовнице», позиция в отношении того же Чигиринского может говорить о прямо противоположном подходе чиновников столицы к бизнесменам.

Ольга Мостовая realty.vz.ru